Знак неравенства: госпошлина на лицензию связи резко подорожает

Автор фото: ТАСС

Госпошлина на получение лицензии связи увеличится в 133 раза. Эта мера очистит рынок от недобросовестных игроков, но может увеличить цифровое неравенство, считают эксперты.

В начале этой недели Совет Федерации одобрил и отправил на подпись президенту РФ законопроект, предполагающий увеличение госпошлины за выдачу лицензии на оказание услуг связи до 1 млн рублей. Ранее такая лицензия стоила всего 7,5 тыс. Закон направлен прежде всего на новых провайдеров, старые могут продлить уже действующие лицензии. Он был принят в рамках указа президента от 12 января 2022 года по недопущению на рынок телеком–услуг недобросовестных операторов связи. Авторы инициативы также уверены, что это поможет бороться с телефонным мошенничеством и заведомо ложными сообщениями о минированиях.

Всходы Яровой

Лицензия может быть выдана на срок от 3 до 25 лет. После этого оператору для её продления снова придётся заплатить пошлину, но в этом случае её размер составляет всего 750 рублей.
"Если оператор добросовестный и хочет развиваться, то для него не будет проблемой заплатить 1 млн рублей. А вот если это эдакий “карманный оператор” какого–нибудь бизнес–центра с ценами на услуги выше рынка в разы, потому что, кроме него, больше никого не пускают в здание, то ему лучше не продолжать работу. Ему остаётся лишь продать себя другой профильной компании, а рынку от этого будет только легче. Как раз с подобными небольшими и недобросовестными операторами будут призваны бороться данные пошлины", — объясняет Михаил Козырев, коммерческий директор "Комфортел".
Повышение стоимости лицензий отсекает возможность заходить на рынок непрофессиональным игрокам, поэтому такая мера может быть полезной для рынка в целом. "Пошлина 1 млн рублей — это продолжение истории и с ТСПУ (Технические средства противодействия угрозам. — Ред.), и с “пакетом Яровой”. Все операторы знали, что контроль усилится и что это будет стоить денег. Консолидация рынка идёт не первый год, теперь она пойдёт в ускоренном режиме", — констатирует Козырев.
Напомним, государство давно борется с операторами, которые не устанавливают ТСПУ и СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно–разыскных мероприятий). СОРМ провайдеры обязаны устанавливать в соответствии с так называемым "законом Яровой". Это оборудование позволяет хранить интернет–трафик пользователей, записи их телефонных разговоров и сообщения.
В этом году был принят законопроект, вводящий штрафы за отсутствие СОРМ. Операторы в случае нарушений будут привлекаться к административной ответственности. При первом нарушении штраф составит от 0,001 до 0,003% годовой выручки. При повторном нарушении — от 0,01 до 0,03%. Закон вступает в силу 1 января 2024 года.
В июле этого года структура Роскомнадзора "Центр мониторинга и управления сетью связи общего пользования" сообщила, что операторы до конца этого года должны организовать полную фильтрацию трафика через ТСПУ, иначе им грозят штрафы от 1 млн до 5 млн рублей. Исполнение обязанности будет контролировать федеральная служба.

Продолжение следует

Как писал "ДП" ранее, в июле этого года в Госдуму также внесли проект поправок в закон "О связи", уточняющий процедуру получения лицензии на оказание услуг операторов. Согласно документу, они будут предоставлять схему своей сети связи в Роскомнадзор, который, в свою очередь, должен согласовать её с ФСБ России.
На этапе согласования будет дана оценка способности соискателя лицензии установить СОРМ. Если телеком–компания продлевает срок действия лицензии или вносит изменения в реестр лицензий и новые требования содержат условия по установке СОРМ, то в заявлении должны быть указаны реквизиты акта о вводе в эксплуатацию СОРМ в сети связи или план мероприятий по внедрению таких систем, согласованный с ФСБ.
"Изменения в регулировании деятельности операторов обсуждались давно и не стали неожиданными для игроков рынка. Недобросовестные операторы могли до недавнего времени позволить себе нарушать требования регулирующих органов, а потом, в случае обнаружения этих нарушений, не платить штрафы, а просто переоформить лицензию, заплатив 7,5 тыс. рублей", — рассказывает Михаил Телегин, заместитель генерального директора по стратегическим проектам "ОБИТ".
Он отмечает, что есть и другой важный аспект: такой высокий порог входа в отрасль позволит небольшому бизнесу трезво оценить свои возможности.
"На первый взгляд телеком–индустрия кажется источником огромной и лёгкой прибыли, ведь сегодня связь — это почти коммунальная услуга, она нужна всем и всегда, как вода и электричество. Но это ещё и большая ответственность — за инфраструктуру, которая в нынешних условиях ограниченного доступа к импортному оборудованию требует ещё больших инвестиций, за компетентность сотрудников, за уровень сервиса и — что немаловажно — за информационную безопасность", — поясняет эксперт.
Обеспечение этой ответственности обходится операторам дороже 1 млн рублей. Но эта сумма может стать поводом к более глубокому погружению в специфику отрасли и, возможно, кого–то остановит от опрометчивого шага, который приведёт к болезненным последствиям, уверен Телегин.

На двух волнах

Глава Ассоциации телекоммуникационных операторов (АСТО) Алексей Леонтьев, однако, обращает внимание на негативные последствия введения повышенных пошлин и усложнения процесса получения лицензии. Это в первую очередь затронет небольших операторов. СОРМ стоит денег, которые не все могут себе позволить. Рынок, по его мнению, ждёт две волны сокращения провайдеров. Первая пройдёт в январе–марте 2024 года, а вторая — осенью.
"Многие операторы понимают, что их это коснётся. Не только этот закон, а серия многих законов, которые были приняты. Также многие ожидают, что могут потребовать ускоренного введения СОРМ. Сейчас многие операторы волнуются и готовятся к этой ситуации", — подчёркивает эксперт.
Также он отметил, что небольшие операторы очень часто присутствуют в отдалённых регионах. Там, где большим провайдерам работать слишком невыгодно. Их исчезновение может привести к цифровому неравенству, с которым государство сейчас, наоборот, борется.
"В таких местах маленькая выручка, но много хлопот. По регламентам необходимо, чтобы монтажники дважды проверили сеть. Но здесь живёт так мало людей, что всю выручку операторы тратят на вызов этих монтажников. Небольшие операторы в этих регионах живут в режиме максимальной экономии, а федеральным игрокам содержать отдалённые посёлки невыгодно. Поэтому, с одной стороны, из–за этих законов государству будет легче в плане регулирования, но с другой — это ухудшит ситуацию с цифровым неравенством", — предостерегает эксперт.