Инновациям давно перестали сопротивляться даже самые консервативные отрасли. Никто не хочет проигрывать конкуренцию, все ищут стратегические ресурсы для роста. Правда, путь инноваций – без остановок.
Научно–технический прогресс уже "перезагрузил" в разной степени многие сферы. Сценарии применения инноваций адаптировались в соответствии с актуальными задачами, стоящими перед той или иной отраслью. Но есть злободневные вопросы, которые важны для всех: бизнеса, общества, государства. К ним относится ресурсосбережение. Оно определяет размер вклада нынешнего поколения в будущее.
Простой пример: учёные подсчитали, что объём трудовых затрат на протяжении всего срока службы автомобиля распределяется так: изготовление — это 1,4%, техобслуживание — 45,4%, а ремонт — 53,2%. Уже не говоря о стоимости последнего. Поэтому научное сообщество давно говорит о необходимости новых технологий для восстановления и увеличения ресурса автомобилей и механизмов. Впрочем, есть учёные, которые так же давно занимаются темой ресурсосбережения.
"В 1980-е годы случайным образом обнаружили эффект "безызносности" колёсных пар шахтного оборудования на месторождении никеля в Печенге. Ленинградские учёные исследовали это явление, назвав его "эффект аномально низкого трения гидроксидов по стали", — рассказывает директор департамента научно-технического развития группы компаний "Супротек" к.т.н. Юрий Лавров, один из авторов научного открытия по этой теме. Он многие годы посвятил изучению способов снижения интенсивности изнашивания и потерь на трение узлов и механизмов, работая в коммерческом предприятии, которое задалось целью создать инновационную технологию в области ресурсосбережения.
"Многолетние исследования свойств различных минералов талькохлоритов и серпентинитов, проведённые совместно с Институтом геологии Карельского научного центра РАН, позволили разработать оптимальную композицию природных минералов различных месторождений и глубин скважин в совокупности с уникальной технологией измельчений и классификации, позволяющие получить наиболее эффективные триботехнические составы, — говорит Юрий Лавров. — Их применение позволяет в процессе штатной эксплуатации узлов и агрегатов любых промышленных и транспортных средств восстановить или оптимизировать зазоры в трибосопряжениях, что значительно увеличивает их ресурс с сохранением номинальных характеристик".
Однако не каждое инновационное решение сразу и безапелляционно принимается потенциальным потребителем. Иногда, чтобы поставить идею на конвейер, растиражировать её и заставить работать на новые проекты, нужны совершенно неочевидные, ломающие стереотипы рекламные кампании. В случае с триботехническими составами по всей стране "проехал" автомобиль, работающий без масла. Это пример провокационного аттракциона, ставшего иллюстрацией технической нормы.
Найти подход
Для инновационных решений доказательная база — обязательный пункт, но формировать её тоже можно креативно. Так, например, на протяжении 3 лет компания "Супротек" была титульным партнёром чемпионата страны по ралли-рейдам. Заводская команда Suprotec Racing дважды становилась чемпионом России, экипажи побеждали и в международном ралли-марафоне "Шёлковый путь". Автомобильные соревнования, а тем более гонки по пересечённой местности — лучшая площадка для полевых испытаний всего, что связано с автомобильной техникой и технологиями.
"На гонках вы очень быстро получаете обратную связь, поскольку все узлы и агрегаты работают в экстремальных режимах", — говорит заслуженный мастер спорта России, обладатель Кубка FIA по внедорожным бахам, капитан Suprotec Racing в 2016–2018 годах Борис Гадасин. Так бренд пополнил доказательную базу и расширил круг лояльных клиентов. Для компании спонсорство спортивных мероприятий оказалось эффективным решением.
Исследователи замечают: со стороны государства просто финансовой поддержки идей инновационности будет мало. Самой концепции нужно продвижение. Истории успеха российских компаний должны быть на слуху, аудитория, по крайней мере заинтересованная, должна знать имена учёных, создающих передовые технологии, названия предприятий, их реализующих.
В успешной коммерциализации инновационных решений особую роль играет обратная связь с потребителями. Отзывы и комментарии могут помочь не только продвигать, но и совершенствовать продукт. Кроме того, это источник идей. Диалог со своей аудиторией позволяет увидеть новые ниши и расширять ассортимент за счёт априори востребованных товаров.
Через личный опыт
Диверсификация идей предполагает и новый виток в развитии самого предприятия, и новый уровень коммуникаций. Нужно признание экспертного сообщества. Для выхода в новые сегменты, в b2b-сектор потребуются дополнительные компетенции и прочнейшая доказательная база. Креатив здесь не так интересен, как цифры. Индустриальный рынок консервативен. Тогда как, например, успех профилактического безразборного ремонта личного автомобиля можно спроецировать на автопарк и заводские цеха?
"Наша компания в 2002 году пошла на потребительский рынок ровно для того, чтобы доказать на уровне конечного потребителя, хозяина автомобиля, что продукт эффективен, работает, подтверждает заявленные свойства, — поясняет генеральный директор группы компаний "Супротек" Сергей Зеленьков. — И сейчас, когда мы представлены на индустриальных выставках, к нам подходят руководители предприятий, инженеры, механики и удивляются, что наша компания начала заниматься продуктами для промышленного сектора. Им уже хорошо знаком бренд, они ему доверяют как автовладельцы".
Собеседник "ДП" замечает, что сегодня высоко значение развития культуры ресурсосбережения, поскольку это экономия средств любого промышленного предприятия на эксплуатации и ремонте, что позволяет направить высвобожденные средства на модернизацию. С инновационными разработками отечественных компаний возможно продление ресурса станков, механизмов, сложного оборудования на 50–100%. Снижается расход топлива, масла, потребление электроэнергии. "Это те технологии, которые сегодня должны быть в стране на ура! Мы неоднократно об этом говорили на самых высоких уровнях. Но, к сожалению, пока они не пользуются должным спросом. Не до того сейчас или мы просто слишком богатые, не знаю почему", — говорит Сергей Зеленьков.
Эксперты уверены, что для стремительного развития инновационным предприятиям важно грамотно выстроенное взаимодействие между бизнесом и государством. От этого во многом зависит дальнейшее развитие экономики региона и страны. А предприятиям необходимы новые стимулы, чтобы создавать больше продуктов с маркировкой "Сделано в Петербурге". Впрочем, шаги в этом направлении предпринимаются, у бизнеса становится больше возможностей. Таким стимулом к развитию для "Супротека" стал статус резидента особой экономической зоны "Санкт-Петербург".
"С начала года мы ощутили существенный рост интереса к площадкам ОЭЗ со стороны потенциальных инвесторов, в первую очередь импортозамещающей направленности в целом ряде отраслей, — рассказывает генеральный директор АО "ОЭЗ "Санкт-Петербург" Тамара Рондалева. — Одним из основных критериев для резидентов ОЭЗ по-прежнему остаётся наличие инновационной составляющей продукта и научно-исследовательской составляющей инвестиционного проекта, то есть разработка продукта в ОЭЗ с последующим его выпуском на площадке. Поэтому это не только продукты, произведённые в Санкт-Петербурге, но и разработанные компаниями здесь. В ОЭЗ инвесторам предлагается комплексная поддержка, начиная от готовой инженерной инфраструктуры на земельных участках, ряда налоговых льгот и таможенных преференций и заканчивая государственными гарантиями и ручным режимом администрирования резидентов. Всё это позволяет существенно экономить инвесторам средства и реализовывать проекты в короткие сроки".
Инновации позволяют компаниям получить целый ряд конкурентных преимуществ и набор выгод: это инструмент для снижения эксплуатационных расходов, возможность повысить эффективность производства и качество работы, сократить время простоя, усилить безопасность и следовать концепции устойчивого развития. Но главное — это базовый элемент для перманентного прогресса предприятия.