Новые правила согласования выступлений уличных музыкантов отработали свой первый летний сезон. Артисты считают регулирование слишком строгим и неудобным, в Смольном уверены, что система работает отлично.
Прошло 5 месяцев с начала реализации городского закона о регулировании деятельности уличных музыкантов. Мнения о том, как прошёл первый летний сезон по обновлённым правилам, разделились. В Смольном говорят о прозрачности и удобстве системы. Сами уличные артисты просят о доработках.
Вопросы к прозрачности
Как рассказали "ДП" в пресс–службе комитета по культуре, главные цели, которые ставились перед принятием нового закона "об уличных музыкантах", по итогам этого летнего сезона выполнены.
"Город и артисты получили прозрачную систему бронирования, понятные правила проведения выступлений и конкретные точки, разделённые по степени допустимой громкости. Уличные выступления стали более цивилизованным процессом, организаторы начали осознавать свою ответственность за безопасность слушателей, удобство для прохожих и местных жителей, чистоту и порядок на площадке", — отмечают в комитете.
По мнению чиновников, новое правовое регулирование сферы позволило артистам планировать свою музыкальную деятельность на улицах города — ведь они заранее знают, где есть свободные точки, и могут их выбрать.
Однако, по словам музыкантов, с которыми пообщался "ДП", говорить об успехе закона сложно, поскольку для них эта система не работает.
"Уличная музыка устроена так, что применять к ней процедуры и нормативы, которые применяются к коммерческим выступлениям, неверно. К сожалению, работая над законом с 2020 года, нам так и не удалось донести это органам власти", — поделился с "ДП" музыкант Алексей Делуков.
Музыкант Сергей Елгазин согласен с тем, что назвать реализацию закона успешной не получается. "Да, многие мои знакомые получили согласования. Я и сам в августе играл по согласованию в Приморском парке Победы. Однако особой радости по этому поводу никто не испытал: предлагаемые точки коммерчески не интересны. Наш коллектив разочаровала невозможность продлить разрешение на следующий месяц, потому что приоритет отдали другому, который тоже сделал заявку. Но по факту он вышел на точку несколько раз, мало заработал и ушёл. В итоге место пустует весь сентябрь", — рассказывает артист.
Ещё одна трудность для музыкантов — усложнённая система регистрации на портале "Культура Петербурга". Забронировать место для выступления можно только на нём, предварительно зайдя в аккаунт через "Госуслуги".
"У меня по личным причинам нет возможности завести аккаунт на “Госуслугах”, а бронировать точку официально можно только через этот сервис. То есть я в принципе не могу занять место выступления официально. И мой случай — не единственный. Например, у граждан Республики Беларусь или Кореи нет российских паспортов. Также есть музыканты преклонного возраста, которым сложно разобраться с процедурой", — рассказал "ДП" исполнитель, попросивший не называть имени.
Справимся сами
Все артисты сходятся в том, что закону нужны доработки. "В комитет по культуре профессиональное сообщество уличных музыкантов в течение 3 лет приносит готовую систему самоорганизованности, которая сложилась за эти годы у участников сообщества. Но власти игнорируют наши предложения", — комментирует музыкант Дмитрий Делуков.
По его словам, Смольному стоит убрать статус организатора и оставить только статус участника выступлений.
“
"В некоммерческих выступлениях никаких организаторов не может быть, только частное физическое лицо. Нужно убрать возможность согласования на 30 дней. Ведь один так называемый “организатор” занимает точку на 30 дней, не давая другим возможности выступить и показать себя. Также необходимо убрать время подачи заявки за 20 дней до выступления. Уличное выступление носит спонтанный характер и не может планироваться за 20 дней. Оно планируется здесь и сейчас", — считает активист.
Артисты считают, что ранее механизм, по которому музыканты сами договаривались между собой о выступлениях и свободных местах, был проще и понятнее. Как отметил Алексей Делуков, в сообществе выработалась система, которая не позволяла "заигрывать локацию". Например, выступление должно длиться не больше 4 часов. Пока оно не завершится, забронировать точку не удастся. Такой же принцип инициативная группа просит вернуть сейчас.
Раскол изнутри
В комитете по культуре отметили, что сейчас в Петербурге более 150 точек, где могут выступать музыканты. Перечни мест проведения уличных выступлений устанавливаются администрациями районов города, кроме Дворцовой площади — там согласование за комитетом. По накопившейся за полгода статистике, наибольшей популярностью пользуются локации ближе к центру города: Адмиралтейский район, Центральный, Петроградский и Василеостровский. Например, стрелка Васильевского острова, две точки в саду Зимнего дворца, Таврический сад, Ново–Манежный сквер и все четыре точки на Дворцовой площади.
Музыканты, с которыми удалось пообщаться корреспонденту "ДП", считают, что большинство предлагаемых локаций не пользуются спросом, а самое востребованное место в городе — Дворцовая площадь. Там наибольшая проходимость жителей города и туристов, благодаря чему артисты могут больше заработать и получить узнаваемость среди слушателей.
Однако в сообществе уличных музыкантов зреет конфликт. Уже несколько лет на Дворцовой играет одна и та же четвёрка музыкантов, "захватившая" площадь. Сейчас они пользуются недоработками нового закона и бронируют точку сразу на месяц, с утра до вечера, тем самым не давая возможность выступить там своим коллегам.
Большинство артистов держатся в стороне от конфликта и выступают в других локациях. По словам одного из собеседников "ДП", ситуация с Дворцовой площадью вредит репутации всего сообщества уличных музыкантов.
Только предупреждение
При всём этом не реализовался самый мрачный сценарий, которого боялись многие, — массовых задержаний музыкантов и выписывания им гигантских штрафов, которые делали бы бессмысленной всю деятельность артистов. Как рассказали в комитете по культуре, с 1 мая по 31 августа уполномоченные должностные лица комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности составили 68 протоколов о нарушениях.
"Система штрафов и наказаний никогда не была ядром новых правил. Поэтому в этом сезоне упор сделан на разъяснительной работе. Например, в Центральном районе по 30 из 36 протоколов были вынесены предупреждения. При этом единичные штрафы в разных районах за лето были. По локациям, которые курирует комитет, нарушений не выявлено", — комментируют в Смольном.
Сами музыканты тоже отметили, что полиция действительно действует лояльно, поэтому разрешить спорные ситуации получается мирно.