В условиях санкций рыболовы России обратили внимание на внутренний рынок. Эксперты отмечают рост спроса на продукцию, максимально готовую к употреблению.
По прогнозу министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева, в 2023 году общий вылов водных биоресурсов в России превысит 5 млн тонн. С начала года в стране добыли более 4,5 млн тонн — на 11,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил он в ходе VI Международного рыбопромышленного форума. В том числе вылов лососёвых на Дальнем Востоке прирос в 2,5 раза и достиг почти 600 тыс. тонн.
Столкнувшись с санкционным давлением, в 2023 году рыбаки продолжили расширять географию экспортных поставок рыбной продукции, которая увеличилась до 80 стран (с 60 годом ранее). По словам министра, игроки отрасли переориентируются на рынки дружественных государств в Африке, Азиатско–Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и на Ближнем Востоке.
Сегодня отрасль в большей степени ориентирована на внешний рынок. Главным направлением рыбного экспорта остаются Китай, Южная Корея и Япония, при этом в 2023 году объём экспорта в Китай вырос на 86% по сравнению с 2022–м, сказала директор икорной и рыбоперерабатывающей компании "Путина" Евгения Синякова. При этом стоимость продукции привязана к курсу валют, что дополнительно подстёгивает розничные цены на внутреннем рынке.
"До инициативы по введению экспортных пошлин в 4–7% с 1 октября 2023 года рыбный экспорт фактически не облагался никакими пошлинами, поэтому компании не были заинтересованы в поставках на внутренний рынок. В результате российскому покупателю рыба уходила по остаточному принципу", — пояснила она.
Пока не в приоритете
Вместе с тем реализовать весь объём добычи на внутреннем рынке попросту невозможно. Вылов и производство рыбной продукции сегодня покрывают потребности внутри страны и превышают их, позволяя игрокам рынка наращивать экспорт.
Более того, по официальным оценкам, потребление рыбы в России стагнирует уже несколько лет. По данным Национального рейтингового агентства, тенденция к сокращению потребления рыбы началась около 5 лет назад, усилилась в пандемию и продолжает расти. А в ближайшие годы объёмы потребления могут упасть ещё на 5–7%. Сегодня россиянин в среднем съедает от 15 до 22 кг рыбы в год при норме 28 кг. Растёт и диспропорция между возрастными группами: как посчитал ВЦИОМ, с 2018 по 2023 год еженедельное потребление рыбы в возрастной группе от 18 до 24 лет сократилось почти вдвое. В числе причин, которые сдерживают развитие внутреннего рыбного рынка, — высокие цены, низкое качество продукции массового сегмента, а также недостаточный ассортимент продукции быстрого приготовления, отметил заместитель руководителя Роскачества Антон Куканов.
Как полагает Евгения Синякова, пошлину на экспорт в рыбной отрасли можно было бы поднять до уровня налога на добавленную стоимость внутри страны (20%). Это позволило бы увеличить ассортимент рыбы на российском рынке, а вместе с тем и снизить её стоимость, сказала она.
Другие эксперты придерживаются иного мнения. "Наши исследования показали, что основная проблема развития внутреннего рынка рыбопродукции заключается не в высоких ценах, а в скудном ассортименте, в котором отсутствуют новинки. И нет продукции быстрого приготовления или готовой к употреблению. А поколение “30 плюс” — это “поколение перекуса”", — отметил директор по аналитике исследовательской компании NTech Леонид Ардалионов. По его убеждению, производителям также нужно учитывать рыбные блюда, которые любят дети, потому что меню в семье зачастую формируется исходя из их предпочтений.
Вероятно, уже в ближайшем будущем производители сделают ставку на расширение ассортимента, чтобы предложить покупателю что–то ещё, кроме тушки рыбы и консервов из неё. Потребление рыбных продуктов действительно растёт в категории "перекуса": кроме крабовых палочек и консервов это риеты, паштеты и икра, а также вялено–сушёная рыба, отмечают эксперты.
Значит, инвестиции в российские производства продолжатся. Например, до прошлого года основной объём фарша сурими — основы для крабовых палочек — наша страна импортировала из Индии и Китая, но уже в 2022–м на Дальнем Востоке открылись новые российские предприятия по его производству.
На пути обновления
Продолжается и обновление рыбопромыслового флота в рамках первого этапа программы инвестиционных квот, несмотря на многочисленные сложности с его строительством на российских верфях. В ближайшее время должны быть сданы ещё пять таких судов. А в рамках второго этапа программы Минсельхоз рассчитывает на строительство ещё 60 судов, сказал Дмитрий Патрушев.
Внешнеэкономические санкции привели к очередному увеличению сроков сдачи траулеров и краболовов. "Вызовы, безусловно, есть, нам пришлось увеличить предельный срок строительства рыбодобывающих судов с 6 до 8 лет, по краболовам он остался в пределах 5 лет. При этом уже объявлена заявительная кампания второго этапа инвестквот", — отметил начальник управления экономики и инвестиций Росрыболовства Андрей Михалевич. Он добавил, что необходимо сосредоточиться на замещении импорта, особенно в судостроении, судоремонте и производстве оборудования для переработки рыбы.
В свою очередь верфи отмечают, что одной из главных проблем для них стало отсутствие технической документации. Заказчики "заходили" с эскизом, а проект формировали позднее вместе с предприятием, отметил директор департамента гражданского судостроения Объединённой судостроительной корпорации Алексей Надыршин. Изначально планировалось, что суда будут оборудованы импортными составляющими до 90%. Но после ковидных ограничений, а затем и санкций в проекты внесли многочисленные поправки, чтобы заменить оборудование на отечественное или поставленное из дружественных стран. "Надо отдать должное рыбакам: они отнеслись с пониманием к увеличению сроков. В следующем году перепроектировка будет закончена, с 2024 года начнутся работы на Хабаровском судостроительном заводе, с 2026–го — на “Вымпеле” и Адмиралтейских верфях", — добавил Алексей Надыршин.