Производитель судовых интерьеров из Ленобласти наказал верфь из Татарстана за финансовую небрежность в военных контрактах стоимостью более 400 млн рублей.
Полным фиаско завершился для АО "Зеленодольский завод имени А. М. Горького" (входит в группу "Ак Барс") судебный спор с АО "Гесер" (город Отрадное Кировского района Ленинградской области). Арбитраж опубликовал решение о взыскании с завода более 160 млн рублей за долги по строительству пограничного сторожевого корабля "Анадырь" и корвета "Сергей Котов".
Отбились от долгов и беспилотников
Договоры на обстройку помещений пограничного сторожевого корабля 1–го ранга "Анадырь" (проект 22100) и патрульного корвета "Сергей Котов" (проект 22160) АО "Гесер" заключило с татарстанским АО "Зеленодольский завод имени А. М. Горького" в 2016 и 2021 годах соответственно. Сумма первого контракта составила 327,5 млн рублей, второго — 86,6 млн. В обоих случаях "Гесер" исполнил взятые на себя обязательства, а зеленодольский завод в полной мере не рассчитался. На момент подачи искового заявления задолженность за "Анадырь" составила 42,1 млн рублей, за "Сергея Котова" — 85,6 млн. Из материалов дела следует, что за судовые интерьеры для патрульного корвета подрядчик из Ленобласти не получил почти ничего.
В середине августа "Анадырь" приняли в состав флота Пограничной службы ФСБ России — в Кронштадте на корабле подняли флаг Береговой охраны. "Сергея Котова" передали военным прошлым летом. 1 августа 2022 года он вошёл в состав соединения охраны водного района Новороссийской военно–морской базы Черноморского флота.
У "Сергея Котова" сложная судьба. За полтора месяца до его передачи военным представитель ВМФ сообщил ТАСС об отказе от продолжения строительства кораблей этого проекта из–за недостатков мореходности, бронирования, уязвимости силовых установок и слабого противовоздушного вооружения. А в середине июля текущего года "Сергей Котов" успешно отразил атаку украинских беспилотников, о чём сообщали СМИ.
"Гесер" обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием расплатиться за оба проекта за месяц до инцидента в Чёрном море — в середине июня. 5 октября суд опубликовал решение, в соответствии с которым зеленодольский завод должен выплатить "Гесеру" 161,7 млн рублей по обоим контрактам. В сумму включены не только задолженности, но и пени за просрочку. Решение пока не вступило в законную силу, но со слов генерального директора "Гесера" Сергея Мамаева можно сделать вывод, что продолжения спора не будет.
"Неисполнение обязательств зеленодольским заводом перед нами связано с его отношениями с заказчиком кораблей, с его отношением к нашей компании это не связано. У нас нормальные отношения. По выигранному процессу мы будем заключать мировое соглашение. Мы пришли к взаимопониманию и продолжим работать дальше по следующим контрактам", — сказал топ–менеджер подрядчика из Отрадного, но раскрывать подробности новых контрактов с заводом из Татарстана не стал.
Зеленодольский завод имени А. М. Горького на предложение о комментарии не отреагировал.
Такое сложно оспорить
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов называет отношения между "Гесером" и зеленодольским заводом вполне благоприятными, несмотря на судебный спор.
"Задержки с оплатой часто вызваны несвоевременным поступлением средств от госзаказчика. Радует, что, несмотря на судебный спор, стороны сохраняют партнёрские отношения для будущих контрактов. Будет ли решение оспорено? Сомневаюсь. Зеленодольский завод, конечно, может попытаться оспорить отказ суда в снижении размера неустойки по статье 333 ГК РФ, заявляя, что она носит несоразмерный характер. Однако я не вижу перспектив в таком оспаривании. Разумно, что стороны решили заключить мировое соглашение, чтобы согласовать порядок и сроки выплаты долга. Впрочем, в этом нет особой необходимости, учитывая устойчивые хозяйственные связи между ними", — говорит эксперт.
По мнению партнёра юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Романа Макарова, учитывая, что по одному из договоров зеленодольский завод подтвердил наличие задолженности, а по другому подписал акт приёмки работ, возражений по качеству, объёмам и срокам работ не представил, оспорить решение о взыскании долга и неустойки ему будет довольно сложно.
"Полагаю, что возможная подача апелляционной жалобы может быть в данном деле использована зеленодольским заводом лишь для затягивания вступления в силу решения суда первой инстанции. По всей видимости, завод пошёл другим путем и 30 августа вчинил небольшой иск примерно на 300 тыс. рублей к АО “Гесер”, но уже в Арбитражном суде Санкт–Петербурга и Ленинградской области", — говорит юрист.
В конце июля "Гесер" выиграл суд у ПАО "Амурский судостроительный завод" (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) по аналогичному сюжету. Амурский завод не расплатился с компанией из Ленинградской области за изготовление и монтаж судовой мебели и интерьеров для буксира–спасателя "Керченский пролив". Долг составил примерно 100 млн рублей. В сентябре это решение вступило в законную силу.
АО "Гесер" зарегистрировано в августе 2004 года. Компания специализируется на производстве судовой мебели и интерьеров и позиционирует себя как группа "Арис" и "Гесер". По данным СПАРК, актуальным на конец 2020 года, 100%–ным владельцем акций "Гесера" являлось АО "Морской инжиниринг и производство" (МИиП), которому сегодня принадлежат три компании из Петербурга и Ленобласти, среди которых ООО "Арис". Суммарная выручка бизнес–группы за 2022 год составила 163 млн рублей. Владельцем 100% акций МИиП до 2022 года СПАРК называет бизнесмена Юрия Гуриновича. Нынешние акционеры не раскрываются.