Суд взыскал 93 млн рублей с АО "Адмиралтейские верфи" за неоплату листового проката.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти завершил рассмотрение иска ООО "Балтийская стальная корпорация" (БСК) о взыскании 93 млн рублей (основной долг и штрафные санкции) за поставку листового нержавеющего проката. Ответчиком является АО "Адмиралтейские верфи", входящее в Объединённую судостроительную корпорацию.
Как следует из материалов дела, в 2021 году стороны заключили договор на поставку проката на общую сумму 269 млн рублей. БСК обязывалась в феврале, марте и апреле 2022 года поставить тремя траншами 98 тонн, 69,8 тонн и 126,6 тонн продукции. Всего компания отгрузила заказчику на 263,2 млн рублей, но полного расчёта за товар БСК не получила. Долг составил 84 млн рублей.
Однако ещё в апреле 2022 года корабелы сначала просили своего контрагента уменьшить количество продукции, затем остановить отгрузку товара, а в ноябре того же года и вовсе предложили БСК выкупить прокат обратно, но уже с дисконтом — в связи с отсутствием финансирования.
В материалах дела не указан заказчик проекта, для которого Адмиралтейские верфи закупали прокат. Однако, скорее всего, он потерял интерес к этому проекту и отказался от него. Соответственно, исчез источник финансирования.
Впрочем, БСК выкупать продукцию не стала, а направила корабелам претензию с требованием погасить задолженность. Не получив положительного ответа, в декабре 2022 года БСК обратилась в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти с иском.
В рамках этого дела Адмиралтейские верфи выставили встречный иск контрагенту: они просили суд взыскать с БСК 7 млн рублей — неустойку за срыв сроков поставки проката.
Недавно арбитраж разрешил разногласия между компаниями. Он взыскал с верфей 93 млн рублей, признав претензии истца обоснованными. А вот заявление корабелов удовлетворил частично, обязав БСК выплатить Адмиралтейским верфям только 67 тыс. рублей.
Дело в том, что отказ Адмиралтейских верфей от поставки проката суд расценил как утрату интереса к этому контракту. И, соответственно, при расчёте неустойки учёл просрочку, допущенную до даты утраты интереса. Кроме того, суд отметил, что верфи не учли при своём расчёте неустойки действовавший на тот момент банкротный мораторий (он давал возможность бизнесу не платить неустойку).
Ни БСК, ни Адмиралтейские верфи не ответили на запросы "ДП".
"Судом принято обоснованное решение, соответствующее судебной практике. Он верно оценил действия Адмиралтейских верфей как фактический отказ от договора, после которого начисление неустойки за просрочку поставки невозможно, а требование о взыскании неустойки — как злоупотребление правом", — говорит адвокат Екатерина Кондидатова, старший партнёр адвокатского бюро "Юридическая контора Гессена".