Минпромторг РФ предлагает субсидировать перевозки по международному транспортному коридору (МТК) "Север — Юг" из федерального бюджета. Соответствующий проект постановления министерства поступил на антикоррупционную экспертизу.
Предполагается, что экспортёры смогут получить скидку на перевозку продукции в размере 90% от изначального значения тарифа. Бюджетные деньги будут поступать логистическому оператору в качестве компенсации недополученных средств от снижения ставки.
Исходя из текста документа получателем субсидии сможет быть только АО "Российский экспортный центр" — государственная организация, занимающаяся поддержкой участников несырьевой внешней торговли, которая предоставляет помощь в организации сбыта товаров за рубеж.
При этом условия выделения дотаций достаточно жёсткие. В результате объём поставок по коридору, выполненных при бюджетной поддержке, должен минимум в 9 раз превысить размер предоставленной субсидии, иначе её придётся вернуть в федеральную казну. Право на льготный тариф получат экспортёры минеральных удобрений, пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, железа, алюминия, мебели, изделий из асфальта и некоторых других категорий товаров.
Общий лимит средств, выделенных на субсидии, пока неизвестен.
МТК "Север — Юг" представляет собой маршрут длиной порядка 7,2 тыс. км, ведущий из Санкт–Петербурга в индийские порты. В 2022 году объём перевозок по нему составил 14,5 млн тонн, а к 2030–му, согласно планам правительства РФ, он может достичь 32 млн тонн. По итогам текущего года Минэкономразвития ожидает результат примерно 19,5 млн тонн.
Одна из ключевых точек МТК — Астрахань, где он распадается на три ветки, каждая их которых ведёт в Иран. Западная — через Азербайджан, транскаспийская, соответственно, через Каспийское море, восточная — через Казахстан и Туркменистан. Судя по тексту проекта, господдержку получат перевозки именно по последнему пути.
При этом он, по оценке Евразийского банка развития, к 2030 году займёт только 24% от общего потенциала коридора, транскаспийский — 16%, а 60% грузов должно будет проходить по западной ветке. Аналогично распределены и объёмы текущих инвестиционных проектов: $6,7 млрд должны пойти на развитие западного направления, тогда как на восточное — $1,1 млрд.
По данным АНО "Дирекция международных транспортных коридоров", на западную ветку в 2022 году пришлось 10,3 млн тонн грузопотока, на восточную — только 700 тыс. тонн.
Тем не менее идею простимулировать из бюджета путь именно через Казахстан и Узбекистан можно объяснить тем, что только это направление сегодня функционирует стабильно. Остальные две ветки испытывают проблемы.
По словам независимого эксперта Александра Тысячникова, морская составляющая МТК не готова к наращиванию грузопотока. "Там на данный момент в основном работают иранские компании, у них шесть–семь очень старых сухогрузов возрастом 30–35 лет и с минимальной вместимостью. Они перевозят максимум 150 TEU, один контейнерный поезд — и судно максимально забито", — поясняет он. Но, добавляет аналитик, субсидии оказались бы полезны именно в форме адресной поддержки морских операторов, которые могли бы на эти средства зафрахтовать дополнительные суда.
Потенциально флагманское западное направление до сих пор не имеет сплошного ж.–д. сообщения, в отличие от восточной ветки. На участке Решт (Иран) — Астара (Азербайджан) не проложены пути, из–за чего приходится перегружать товары с поездов на фуры. Окончательно завершить строительство должны до конца 2027 года. Общая стоимость отрезка оценивается в 1,6 млрд евро, причём основной объём финансирования предоставляет Россия.