Муниципалы Петербурга и Москвы могут получить право рассматривать административные дела о нарушениях при размещении наружной рекламы в досудебном порядке.
Сенаторы Андрей Кутепов и Иван Евстифеев, а также депутат Госдумы Иван Абрамов внесли в парламент законопроект о внесении поправок в статью 23.1 Кодекса об административных правонарушениях. Она относит к полномочиям арбитражных судей рассмотрение дел о нарушении требований к установке и (или) эксплуатации рекламных конструкций.
Между тем арбитражи и так перегружены. Поэтому рассмотрение таких дел предлагается доверить органам местного самоуправления. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в 2021 году в Петербурге было выдано 15,7 тыс. предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных или эксплуатируемых без разрешения. За 2021 год, по данным ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, органами внутренних дел в городе составлено 109 протоколов об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения 70 дел назначены административные наказания. Юристы говорят, что штрафом заканчивается рассмотрение лишь нескольких десятков дел. Остальные либо прекращают, либо возвращают лицу, выявившему нарушение, поскольку невозможно установить нарушителя.
Как отмечает директор Северо–Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России Наталья Пилатова, рынок рекламоносителей страдает из–за того, что организаторы мероприятий предпочитают расклеивать объявления о них в неположенных местах.
"Если такие проблемы власти смогут устранять напрямую, то это упростит дело. В комитете по рекламе и медиакоммуникациям Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты мы часто обсуждаем с муниципальными властями, как это можно решить, все предлагают свои варианты. Я согласна, что необходимо на федеральном уровне закрепить полномочия за чиновниками", — говорит она.
Юристы указывают, что контроль за рекламой необходим, но следует понимать: уход из суда может снизить коэффициент состязательности. "Оспаривать решение постфактум труднее, чем выступать с доводами перед принятием решения в суде. Кроме того, МВД сегодня также испытывает недокомплект сотрудников. А кто, если не полиция, будет выявлять незаконные рекламные конструкции? Предлагаемые поправки упростят борьбу с незаконной рекламой, но могут создать предпосылки для принятия необоснованных решений", — считает партнёр юридической компании "Братья Яблоковы" Артём Яблоков.