09:1918 октября 202309:19
1197просмотров
09:1918 октября 2023
Хозяин "Транзас Навигатора" добавил в свою бизнес–группу разработчика софта для бортовых систем и судовой навигации.
Петербургский разработчик программного обеспечения для цифровизации судоходства ООО "Навикс" с 10 октября на 90% принадлежит владельцу ООО "Транзас Навигатор" Дмитрию Лагутину. Это пятая компания в контролируемой им бизнес–группе, суммарная выручка участников которой в удачные годы доходила до 5 млрд рублей. До конца июня 2022 года "Транзас Навигатор" принадлежал ирландской Wartsila Voyage Limited, входящей в одну из крупнейших мировых судостроительных корпораций финляндскую Wärtsilä.
Битва клубов
"Навикс" существует с мая 2022 года и до сих пор ни разу не попадал в информационное пространство. Следов деятельности компании не видно на порталах арбитражных судов и госзакупок, но она явно востребована — по данным СПАРК, за первые полгода своего существования заработала 12 млн рублей. На сайте "Навикс" предлагает ПО для судовых бортовых систем: программные модули наложения развёртки радара, управления базами данных и планирования маршрута, а также сервисы для отслеживания судов в реальном времени, обмена телеметрическими и служебными данными. Но сведений ни об одном исполненном проекте или о партнёрах компания не публикует.
"Навикс" создал его нынешний гендиректор Анатолий Пантелеев, но уже в январе 2023–го он продал 10% компании Алексею Зенину — с ним и ещё с двумя партнёрами Дмитрий Лагутин прошлым летом приобрёл "Транзас Навигатор" у Wartsila Voyage Limited. В середине января Дмитрий Лагутин стал 100%–ным собственником "Транзаса", а в октябре приобрёл 90% "Навикса" у Алексея Пантелеева, которому остался лишь пост руководителя.
В 2022 году компания стала резидентом Инновационного центра "Сколково". В 2023–м "Навикс" получил микрогрант от фонда "Сколково" в размере полумиллиона рублей.
Алексей Пантелеев — опытный человек в IT–отрасли. Ему принадлежит петербургское ООО "Смарт Шелл", которое занимается разработкой программного обеспечения с выручкой 56 млн рублей за 2022 год. Кроме того, Алексей Пантелеев владеет ООО "Испорт Солюшнз" — компания занимается организацией киберспортивных соревнований под брендом "Битва клубов".
Помимо "Навикса" Дмитрию Лагутину принадлежит ООО "Юниконт Дизайн" и через него 85% ООО "НТИ". Первая компания специализируется на научных исследованиях и разработках, вторая проектирует, производит и устанавливает на суда системы радиосвязи, навигации, автоматики, рыбопромыслового оборудования и судового освещения. В референс–листе НТИ около 500 исполненных проектов, включая атомоход "Арктика". По данным СПАРК, выручка "Юниконт Дизайна" и НТИ составила в прошлом году 83 млн и 2,4 млрд рублей соответственно. Контроль над этими компаниями Дмитрий Лагутин получил в прошлом сентябре.
Также Дмитрий Лагутин в равных долях с сыном руководителя ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря" (структура Минтранса) Петром Париновым владеет с 2014 года ООО "Суоранда гольф–клуб". Сведений о финансовых результатах работы этой компании в СПАРК нет.
С автором текста Дмитрий Лагутин общаться отказался, объяснив это негативным опытом общения со СМИ.
Бюрократия и привычки
В Петербурге около десятка компаний занимаются изготовлением программного обеспечения для нужд судостроения. Например, ООО "Нониус Инжиниринг" делает софт для дноуглубительного флота, ООО "Эволюция морских цифровых технологий" и ООО "Абрис" — для морских карт. А в начале этого года компанию, которая будет производить программное обеспечение для крупнейшей в стране группы "Водоходъ", учредил её создатель, бывший замминистра транспорта РФ Виктор Олерский. IT–решения для судовой навигации регулярно предлагают компании группы "Ситроникс".
Участники рынка к такого рода стартапам относятся с известной долей настороженности. В частности, генерального директора и владельца ООО "Морские комплексные системы" Павла Зубкова смущает ограниченность рынка сбыта IT–продукции. По его словам, российский софт можно использовать исключительно на российских судах, которых сравнительно немного и владельцы которых десятилетиями пользуются софтом иностранного производства. Переход на российские IT–продукты сам по себе требует серьёзной перенастройки судовых систем, которыми они будут управлять, а для таких "глобальных" судовладельцев, как, например, "Роснефть", "Росатом" или "Новатэк", будет, по словам Павла Зубкова, связан ещё и с преодолением сложнейшего бюрократического аппарата, без согласований которого такое невозможно.
Правда, есть мнение, что для бывших "дочек" Wärtsilä и компаний, которые после ухода из России финляндского концерна создали бывшие сотрудники этих "дочек", привычка крупных судовладельцев пользоваться иностранным софтом может быть и полезной. Так, в частности, считает заместитель генерального директора по развитию продукта и GR ООО "Глазар" (создаёт платформы дополненной реальности для судостроения) Александр Баёв.
По его мнению, у таких компаний не должно быть проблем с заказчиками, если соответствует действительности опубликованная в прессе информация о том, что Wärtsilä перед уходом из России передала своему бывшему российскому топ–менеджменту использовавшиеся тут IT–продукты и права на них. Эксперт полагает, что в таком случае у бывших "дочек" Wärtsilä и связанных с ними компаний ещё довольно долго сохранится конкурентное преимущество в сравнении с коллегами чисто местного происхождения.
Дочки–матери
У Wärtsilä были три российские "дочки", и все они находились в Петербурге. Это ООО "Транзас навигатор", ООО "Вяртсиля Восток" и АО "Вяртсиля цифровые технологии".
"Транзас навигатор" специализируется на производстве навигационного, метеорологического и геодезического оборудования. В июне 2022 года доли компании выкупила группа бизнесменов во главе с владельцем петербургского ООО "Юниконт дизайн" Дмитрием Лагутиным, который приобрёл 52%. В январе 2022 года он стал полноценным хозяином "Транзас навигатора". По данным СПАРК, выручка компании за 2022 год составила 2,3 млрд рублей.
"Вяртсиля Восток" занималась поставками винто–рулевых комплексов для российских заказчиков, а также разработкой проектов гражданских судов. По одному из них ПСЗ "Янтарь" строит рыболовный морозильный траулер "Виктор Гаврилов", один из самых больших на сегодня. С середины июля 100%–ным владельцем компании стал её генеральный директор Константин Норцев. Некоторое время спустя компанию переименовали в ООО "В–Восток".
"Вяртсиля цифровые технологии" специализировалась на создании программного обеспечения для систем навигации и управления судов и формально существует до сих пор. Её акционеры не раскрываются.
В середине июня команда компании создала новый бизнес — ООО "Эволюция морских цифровых технологий" (ЭМЦТ), чей представитель заявил о готовности взять на себя задачи экспертной и технической поддержки текущих пользователей Wärtsilä, а также разработать и вывести на рынок отечественные программно–аппаратные решения, которые смогут заместить продукты Wärtsilä. 90% ЭМЦТ принадлежат петербургскому ООО "РБР–фактор" Натальи Клименко.
В мае ЭМЦТ вступила в партнёрство с местным производителем электронных навигационных карт ООО "Абрис". Они учредили компанию "Эдвант", которая собирается создавать программное обеспечение для судовой навигации.