В Госдуму внесли законопроект, обязывающий размещать вывески и надписи, в том числе с информацией о товаре и акциях, исключительно на русском языке. Документ был опубликован в среду, 25 октября, в думской электронной базе.
Новая норма не будет распространяться на фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания. Но от английских слов в названиях жилых комплексов и строящихся микрорайонов предлагается отказаться.
Среди авторов законопроекта — Елена Ямпольская, Максим Топилин, Александр Хинштейн и ряд других депутатов. Парламентарии ссылаются на ст. 68 Конституции РФ, по которой русский язык является государственным на всей территории страны.
"Однако на практике отмечается агрессивное активное использование вывесок, надписей, размещение информации о проводимых акциях, скидках и распродажах на иностранном языке. Рекламные щиты, вывески на магазинах, названия жилых комплексов и элементов планировочной структуры (в том числе наименования застраиваемых микрорайонов и кварталов) повсеместно пестрят привлекающими внимание иностранными словами", — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Авторы проекта предлагают защитить русский язык и обязать переводить тексты на иностранном языке. Если законопроект примут, то на вывесках и витринах будет запрещено размещать надписи sale, open, coffee или shop.
В феврале 2023 года Государственная дума РФ приняла закон, защищающий русский язык от чрезмерных иностранных заимствований. По нему запрещено употребление слов и выражений, не соответствующих правилам русского языка, зафиксированным в нормативных словарях, грамматиках и справочниках.
Как писал "Деловой Петербург", в них не нашлось ничего революционного. Прямого запрета на использование заимствований не встречалось.
Однако русский язык всё же пополняется иностранными словами. Так, в марте в Орфографический словарь Института русского языка им. Виноградова РАН вошли слова "почтомат", "коптер" и "фотовидеофиксация".