Сети магазинов детских товаров ускорили темпы развития и активно делят рынок. Малым ретейлерам при этом всё сложнее выдерживать конкуренцию с маркетплейсами.
По итогам первого полугодия 2023 года, по данным NF Group, в сегменте товаров для детей количество открытий (13%) в Петербурге превышает закрытия (3%). При этом некоторые игроки сменили названия магазинов. Например, компания Mothercare переоткрылась под брендом Motherbear, а Hamley’s — как "Винни". Расширяются и арендуют большие площади такие магазины, как Sela moms & monsters, "Детский мир", Kari Kids и другие. В то же время ушли с рынка Zara Kids, H&M Kids.
Генеральный директор "МТЛ. Управление активами" Станислав Ступников обращает внимание на то, что петербургская сеть "Детки" сильно сократила число своих магазинов. Активно наращивают обороты Acoola, "Вотоня", в Gloria Jeans расширяют детское направление. Ретейлеры в числе сильных конкурентов также называют детский сегмент Kari (Kari Кids).
Обогнали рестораны
По словам регионального директора департамента торговой недвижимости NF Group Евгении Хакбердиевой, спрос на открытие новых магазинов детских товаров есть. Однако рынок уже несколько лет испытывает дефицит качественного предложения в офлайн–торговле. В последнее время произошёл ряд событий, которые повлияли на структуру рынка: уход известных мультибрендовых магазинов, рост онлайн–торговли и усиление роли маркетплейсов. Вместе с этим 2022 год показал, что розничная ниша в сфере детских товаров требует внимания и остаётся перспективной.
Как отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, ретейлеры, в том числе продающие детские товары, сумели оперативно восполнить ассортимент после ухода с рынка части зарубежных брендов и производителей. Значимую роль в этом процессе сыграли собственные торговые марки (СТМ) сетей.
Если в первом полугодии 2023 года в наиболее качественных ТЦ помимо безусловного лидера — магазинов одежды и обуви — активными арендаторами были заведения общественного питания, то в начале второго полугодия второе место по наибольшему числу открытий заняли магазины детских товаров, рассказали "ДП" в пресс–службе Nikoliers. За прошедшие 9 месяцев, по данным компании, в Петербурге не появилось ни одного нового бренда детских товаров и игрушек, однако Choupette и Kapika за это время успели открыть по два новых магазина.
Эксперты отмечают, что в последнее время наблюдается активное развитие монобрендовых магазинов в сегменте детской одежды, таких как Sela mams & monster и Motherbear, Lassie. Вероятнее всего, этот тренд продолжится и в будущем. В торговых центрах появляется всё больше новых брендов, включая те, которые ранее не могли туда попасть. Как отмечает Евгения Хакбердиева, это связано с более гибкими условиями аренды и стремлением ТЦ диверсифицировать своё предложение после ухода международных игроков.
Для арендодателей привлекательны новые и перспективные бренды, которые могут привлечь больше посетителей и, следовательно, увеличить доходы от аренды. "“Детский мир” как один из ключевых игроков на рынке детских товаров стремится поддерживать динамичное развитие в секторе и выделяется своей масштабной экспансией и широким ассортиментом, включая эксклюзивные бренды и товары для детей разных возрастов. Также многие сетевые игроки переходят на гибридные форматы, сочетая в себе розничные и онлайн–продажи", — поделилась эксперт.
Малышам не уступают
Однако участники рынка, с которыми пообщался "ДП", видят реальность в менее радужных красках. По их оценкам, за последний год конкуренция сильно обострилась. "Маленьким магазинам и сетям детских магазинов теперь ещё труднее выжить. Многие из них закрылись, не исключено, что будут ещё закрытия. У меня есть чёткое понимание и информация от некоторых арендодателей, что уже минимум 2 года в Петербурге все детские магазины стоят в стоп–листе на открытие новых точек", — поделилась владелица сетей магазинов "Весёлый свитер" и "LOVEлики" Любовь Зенкова.
Тем не менее, по информации каталога Franshiza.ru, сегмент детской одежды и обуви раньше другой непродуктовой розницы начал восстановление как после пандемии, так и после начала нового кризиса. Товары для детей одни из самых перспективных, поскольку на них тратить деньги потребитель соглашается всегда. Как рассказала основатель Franshiza.ru Нина Сёмина, в этом сегменте франшиз на сегодняшний день наиболее активны "Котофей", "Гулливер", Choupette, Button Blue, Orby, Acoola, Original Marines, Silver Spoon. Лидер в этом отношении — "Котофей", имеющий на сегодня более 170 франшизных предприятий в целом по стране. Эксперты связывают сильную позицию компании с высокой узнаваемостью бренда, низким уровнем конкуренции в сегменте франшиз детской обуви и успешным ребрендингом магазинов в 2022 году.
"Количество заявок на открытие детских магазинов растёт, инвесторы готовы вкладывать в них деньги. Основная проблема сейчас — в поиске помещений по разумным ценам, которые позволят магазину быть прибыльным", — подытожила Сёмина.
Поглотил онлайн
Темпы роста "детского" сегмента в онлайн–торговле замедляются: если в 2022 году, по данным Nielsen IQ, он прибавил 10%, то в 2023 году — только 5%. Это происходит прежде всего за счёт снижения физических объёмов продаж.
"Несмотря на очевидную опережающую динамику роста онлайн–сегмента, офлайн–формат остаётся востребованным у российских покупателей. В том числе его перспективы обеспечены потребностью увидеть и оценить товары вживую, перед тем как их приобрести. Это правило работает и в отношении детской одежды и, например, игрушек", — считает Игорь Караваев из АКОРТ.
Иногда сети детских магазинов разделяют ассортимент, например предлагают в магазине купить одни товары, а на сайте или в маркетплейсе — немного другие.
В пресс–службе "Сбермегамаркета" отмечают, что в Петербурге и Ленобласти число продавцов детских товаров постоянно растёт. За текущий год на площадке стало на 17% больше предпринимателей. Кратно увеличивается и спрос на детские товары, относительно аналогичного периода прошлого года продажи выросли на 183%.
В Ozon рассказали, что если сравнивать показатели сентября этого и прошлого года, то рост числа продавцов составил 77%, из Петербурга и области — 18%.
Как отметила Любовь Зенкова, сегодня немалое количество потребителей посещают розничные магазины, чтобы примерить ребёнку одежду и узнать его размер, а затем купить для него всё необходимое онлайн. Некоторые прямо во время примерки мониторят цены на маркетплейсах, то есть буквально бесплатно пользуются услугой продавца. Также заметно, что покупатели сократили траты на товары для детей. "Предполагаем, что во многих семьях перераспределился семейный бюджет из–за общего роста цен. Многие стали “перескакивать” сезоны, например в летнем отходить вплоть до зимы, в зимнем вплоть до лета", — резюмирует она.