Учат в школе

В Петербурге создаётся система развития частного образования

Следуя старому лозунгу "Всё лучшее — детям", современные родители стараются как можно более ответственно подходить к выбору образовательного учреждения для своего ребёнка. Ведь от базы, заложенной в раннем возрасте, может зависеть то, как сложится вся дальнейшая жизнь человека. Благо выбор сейчас есть, и он включает не только государственные школы и детские сады. Взрослые люди, которые хотят освоить новые навыки или заняться чем–то новым для души, тоже имеют возможность сделать это в многочисленных образовательных центрах, работающих в Петербурге. Рынок частного образования сейчас развивается очень активно и осваивает всё новые и новые направления.

Перспективный рынок

"В Санкт–Петербурге насчитывается более 5,6 тыс. частных образовательных учреждений, в основном — учреждения из сферы дополнительного образования. В прошлом году мы оказали поддержку порядка 200 предприятиям отрасли, а в этом году планируем увеличить число получателей. Наша система частного образования находится в топ–10 платных услуг города, это перспективный рынок с объёмом более чем 50 млрд рублей", — рассказывает председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик.
Из 5,6 тыс. частных образовательных учреждений, зарегистрированных в Петербурге, большая часть работает в сфере дополнительного образования. 95% детей в городе посещают платные кружки дополнительного образования. Часть организаций оказывает услуги по дневному уходу за детьми, многие ориентированы на допобразование как детей, так и взрослых (разнообразные секции, кружки и курсы). Но всё же если разложить статистику подробнее, то сфера выглядит вполне сформированной и сбалансированной. На сегодняшний день в Петербурге работает 79 частных дошкольных организаций, 84 общеобразовательные, 833 организации дополнительного образования, 10 профессиональных. Есть в городе и частные высшие учебные заведения — их 24.
Достаточно ли этого для шестимиллионного города? Пожалуй, нет, так что перспективы развития у отрасли, безусловно, велики. Способствовать этому развитию могут меры государственной поддержки малого бизнеса, которые реализуются в Петербурге. И надо сказать, пользуются ими всё активнее и охотнее. За 2022 год организациями городской инфраструктуры поддержки предпринимательства было оказано 692 услуги 195 предприятиям сферы частного образования. А за прошедшие 9 месяцев 2023 года разнообразными услугами уже воспользовались 144 предприятия.
Помощь может быть разнообразной. В рамках реализации национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" малым и средним предприятиям, ведущим деятельность в сфере образования, предоставляются специальные меры поддержки. Они могут принять участие в обучающих мероприятиях по вопросам осуществления деятельности в области социального предпринимательства (семинары, мастер–классы, тренинги, деловые игры). Также им предоставляются консультации по вопросам государственного регулирования отрасли и помощь в бизнес–планировании (выбор проекта, оценка его социальной эффективности, разработка бизнес– и финансовой модели, содействие в привлечении кадров и инвесторов).
Также предпринимателям готовы оказать услуги по разработке франшиз социальных предприятий (анализ рынка, разработка состава и финансовой модели франшизы, рекомендации по продажам). Наконец, они имеют возможность подать заявки на получение грантов и субсидий. Малым и средним предприятиям также доступна вся инфраструктура центра "Мой бизнес", созданного в рамках реализации нацпроекта. Там можно не только получить консультацию, но и воспользоваться предоплаченными из городского бюджета цифровыми сервисами, полезными для ведения бизнеса.

От детсадовца до студента

Разумеется, не обходится и без проблем. Анализируя основные направления частного образования, эксперты обращают внимание на то, что доля обучающихся в них остаётся довольно низкой. Так, например, в частных общеобразовательных школах обучается всего лишь около 2% всех учащихся города. И доля эта не слишком растёт год от года. Вполне вероятно, что на это влияет рост цен, которые с 2020 года увеличились на 26,3%. Ещё сложнее ситуация с сегментом частного дошкольного образования. Здесь доля занимающихся детей снижается уже несколько лет подряд и сейчас составляет 6,3%.
После 2020 года наблюдалось снижение доли обучающихся и в частных вузах. Однако сейчас ситуация выровнялась и показатель практически вернулся к доковидным временам — 6,8% студентов. Наиболее востребованные направления частного высшего образования — науки об обществе (80%), искусство и культура (8,9%), гуманитарные науки (4,9%), медицина (3,2%), инженерное дело и технологии (2,4%). Интересно при этом, что средний размер платы за семестр в частных вузах немного меньше, чем в государственных: 95,9 тыс. и 100,4 тыс. рублей соответственно.
Зато неплохо обстоят дела в сегменте частного среднего профессионального образования. За последние годы выросло как количество самих учреждений, так и доля обучающихся в них студентов. Большинство обучающихся в частных колледжах получают образование в сфере наук об обществе (84,9%), педагогики (11,1%) и инженерного дела (4%).

Взгляд в будущее

Основными проблемами, тормозящими развитие сферы частного образования, специалисты считают сложность и длительность процедуры получения лицензии на ведение образовательной деятельности, высокую конкуренцию со стороны государственных образовательных заведений, а также недостаточную информированность о порядке получения мер государственной поддержки. Однако ситуация исправляется. В прошлом году среди предприятий частного образования были распределены городские гранты на общую сумму более 17,5 млн рублей, а также более 668 млн рублей в виде субсидий.
Основные предложения по стимулированию дальнейшего развития сферы частного образования в Петербурге сводятся не только к повышению доступности мер финансовой поддержки. В обозримом будущем необходимо также оптимизировать процедуру получения лицензии на ведение образовательной деятельности, разработать систему налоговых и имущественных преференций для социальных предприятий, ведущих работу в сфере частного образования. Рассматривается вопрос и о возможности оплаты дополнительного образования детей при помощи социальных сертификатов, что позволило бы увеличить ёмкость рынка.