Средство эффективного маркетинга

О том, чем в этом году Петербург будет удивлять гостей Газового форума, рассказал "ДП" генеральный директор компании "ЭкспоФорум–Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков

Не раз в интервью вы говорили, что сегодня конгрессно–выставочные мероприятия — это мощный инструмент для перестройки экономики страны, но как конкретная компания может его использовать максимально эффективно для собственного развития?

— Секрет прост — правильный подход со стороны участников. Конгрессно–выставочные мероприятия — это наиболее эффективный инструмент развития бизнеса и реализации маркетинговой стратегии. Потому что событие даёт возможность взаимодействовать и провести переговоры в течение 3 – 4 дней с таким количеством специалистов — людей, принимающих решение, — которых физически за весь год невозможно объехать. Это уникальная площадка для создания новых и поддержки устоявшихся связей. Дополнительные возможности открываются для освоения рынков как внутри страны, так и за рубежом. В ходе живого общения бизнес получает готовые успешные кейсы и совместно вырабатывает новые решения, определяющие векторы развития отрасли.

А какова значимость таких проектов для Петербурга?

— Не будем голословными: в 2022 году Газовый форум посетили более 17 тыс. участников из 52 стран, около 500 компаний представили свои продукты в рамках выставки, материалы о мероприятии разместили на своих площадках 140 средств массовой информации. Такое количество прежде всего деловых гостей — это загрузка гостиниц, в первую очередь категории четыре и пять звёзд. В этом году мероприятие позволит объектам размещения продлить высокий сезон, который обычно заканчивается в октябре. И участников уже заявлено больше, чем в "ажиотажном" 2022 году, когда интерес к Форуму превысил все ожидания.
В среднем деловой турист проводит в поездке на 2 дня дольше и тратит в 3 – 4 раза больше денег, чем обычный гость города. Эти средства распределяются на участие в событии (22%), посещение культурных мероприятий (26%), проживание (23%), питание (20%) и транспорт (9%). Прямой вклад в ВРП Петербурга от участников конгрессов и выставок не менее 40 млрд рублей в год. И это хорошее подспорье для города, особенно, повторюсь, в сезон, который ранее считался низким.
И главное — выстраивается имидж Петербурга как столицы делового туризма. В том числе благодаря высокому интересу СМИ.

Что позволяет из года в год наращивать аудиторию? Какой должна быть стратегия продвижения мероприятия?

— Газовый форум сейчас входит в топ–3 крупнейших ежегодных отраслевых выставочных мероприятий в мире. Это проект, на площадку которого приезжают специалисты, принимающие решения в газовой индустрии России и мира в его новой геоэкономической конфигурации. Едут для того, чтобы понять тренды отрасли, изучить новинки, представить свои разработки байерам из отрасли.
Программа Газового форума отвечает на вызовы времени. Тема пленарного заседания этого года — "Трансформация мирового рынка природного газа: вызовы и пути развития". В 2023 году эксперты обсудят вопросы импортозамещения и технологического суверенитета в газовой отрасли в области оснащения оборудованием и технологий. Будут сделаны акценты на освоении новых рынков, продуктах и технологиях переработки природного газа, в том числе СПГ, газомоторном топливе, энергетической безопасности, цифровизации, кадровых вопросах.
Играет роль и площадка проведения. "Экспофорум" обладает рядом неоспоримых преимуществ: вместимость, отличная транспортная доступность, предполагающая удобные маршруты по различным направлениям. Конечно, для компаний из отдалённых регионов стоимость транспортировки экспонатов обходится недёшево, но это как раз возвратные инвестиции — маркетинговые вложения, которые окупаются в многократном размере.
Судя по динамике последних 2 лет, тот взнос, который мы сделали, — с точки зрения формирования коммуникационной площадки, качественной деловой программы и организации пространства для комфортного диалога и новых знакомств — работает на проект. Сейчас уже сами участники промоутируют мероприятие в России и по всему миру.

В этом году в программе заявлено более 30% мероприятий с участием международных экспертов — проект продолжает расширять географию?

— Безусловно. Петербургский международный газовый форум — это коммуникационная площадка, которая позволяет максимально эффективно налаживать новые контакты. Поэтому наша дверь открыта всем.
В прошлом году участники Форума пришли к нескольким важным выводам, но лейтмотивом проходили два: топливно–энергетическому комплексу нужны новые кооперационные связи — и центр мировой газовой отрасли смещается на Восток. Отсюда направления новой географии проекта.
В этом году мы расширили представительство Азиатско–Тихоокеанского региона. Своё присутствие увеличивают страны Африки и арабского мира — по количеству как участвующих промышленных предприятий, так и гостей. Уже подтвердила своё участие в деловой программе китайская делегация, в экспозиции представят свои достижения компании Объединённых Арабских Эмиратов, Алжира, Ирана, Турции, Белоруссии, Казахстана, Италии, Армении, Нидерландов, Словении, Литвы, Сербии…

Каковы центральные темы Форума?

— Прежде всего дальнейшее развитие импортозамещения и экспортоориентации российской продукции. В основе архитектуры программы 19 направлений.
Особое значение для отрасли имеют многие блоки программы. Это и устойчивое развитие отрасли, и технологический суверенитет, и вопросы международного сотрудничества, и повышение эффективности управления человеческими ресурсами, и многие другие. Среди ключевых мероприятий программы: конференция "Инвестиционные проекты в области поиска, разведки и разработки нефтегазовых месторождений. Новые технологии. Прогноз и направления развития минерально–сырьевой базы", круглый стол "Законодательное обеспечение реализации программы социально ориентированной газификации", панельная дискуссия "Импортозамещение в нефтегазовой отрасли и петербургский бизнес: решения и новые задачи", международная сессия "Перспективы российско–азиатского сотрудничества в сфере газа, СПГ, водорода и газомоторного транспорта".

В прошлом году также особое внимание было уделено вопросам кадрового дефицита и работы с молодёжью…

— На Газовом форуме Молодёжная программа идёт параллельно с основной все 4 дня. Это позволяет новому поколению специалистов понять, чем живёт реальный бизнес, как выстроено производство, какие вопросы решают на самом высоком уровне. Интеграция молодёжи в работу проекта — важная задача для нас.
Фокус — на решении проблем с кадрами. Вопросы подготовки высококвалифицированных специалистов нужно решать на федеральном уровне и на уровне диалога крупных предприятий. Сегодня производственные предприятия приходят в вузы с конкретным заказом. Эта система набирает обороты. И такая модель развития имеет позитивный эффект. В целом мы отмечаем положительную динамику интереса к данному направлению программы Форума. Участники делятся своими наработками и опытом, их коллеги подхватывают инициативу, масштабируют идеи и внедряют новые образовательные проекты в других компаниях.

Будут ли какие–то новинки в этом году? Есть ли ещё чем удивить гостей?

— В этом году мы удивляем масштабом, размахом и количеством участников. Не только задействуем все площади выставочных павильонов и пассажа, но ещё организуем большую уличную экспозицию, на которой будут представлены крупные экспонаты весом в десятки тонн и новинки российских технологий в области бурения, газомоторного топлива и т. д. И это будет самая масштабная промышленная выставка в "Экспофоруме" в этом году.
Ещё один важный момент — насыщенная культурная программа. На гала–ужин пригласим 2 тыс. участников на "Газпром Арену". Наши гости будут не только продуктивно работать 4 дня на Петербургском международном газовом форуме, но также содержательно общаться и отдыхать.