Владельцы профильных магазинов, торгующих экопродукцией, держат бизнес на плаву за счёт развития онлайн–каналов и импортозамещения.
Около 5 лет назад сегмент экопродукции в Петербурге переживал локальный бум. В 2018 году количество экомагазинов и заведений выросло на 10–20%. Но последние 2 года это направление бизнеса испытывает трудности. Так, в январе 2023 года перестал работать магазин товаров без упаковки "Крупа". Причиной стало сокращение продаж на 30%. Такая же судьба постигла аналогичный проект "В авоську". В 2021 году закрылся магазин экомешков и экосумок "Экошаг".
Покупатели уехали
Zero waste магазин экотоваров Noplasticitsfantastic открылся 5 лет назад. Как рассказала владелица заведения Олеся Беспёрстова, проблема низкого спроса проявилась уже тогда. Аудитория, интересующаяся экопродукцией, невелика, а оборачиваемость товаров маленькая. Купив многоразовую альтернативу одноразовой вещи, клиент не скоро вернётся в магазин.
С начала 2022 года ситуация осложнилась. "За последний год спрос снизился на 30–40%. Такой сильный спад лишил проект возможности развиваться. Вкладываться в рекламу тоже стало намного сложнее", — говорит предпринимательница.
У покупателей сменились приоритеты, и вопросы сохранения окружающей среды отошли на второй план. Экотовары всегда стоили выше среднего, поэтому были ориентированы на узкую платёжеспособную аудиторию. Теперь даже прежние клиенты не всегда готовы доплачивать. "Выросла стоимость ингредиентов, также их стало сложнее ввозить в Россию. Многие производители косметики были вынуждены поднимать цены", — объясняет руководительница Noplasticitsfantastic.
Совладелец сервиса доставки экологичной бытовой химии и косметики в многоразовой упаковке Less.express Виталий Горяченков тоже отмечает отток покупателей.
"Какие–то клиенты уехали из страны временно, а кто–то и на постоянное место жительства. Наш бизнес потерял половину покупателей. С сентября 2022 года оборот сократился примерно на 70%. Сейчас мы ищем новых клиентов, но это становится всё труднее в условиях текущей инфляции", — комментирует он.
Беспёрстова добавляет, что покупатели начали пропадать с момента активизации маркетплейсов во время пандемии коронавируса. Классический магазин не всегда способен обеспечить быструю и бесплатную доставку. Если раньше у магазина были заказы со всей страны, то сейчас их в разы меньше, потому что покупателям проще совершить покупку на Wildberries или Ozon.
Наложило отпечаток и усложнение сотрудничества с иностранными брендами. Владелец биомаркета "ЭкоГармония" Александр Толкачёв отмечает сбои в поставках бытовой химии немецких и испанских производителей. "60–70% ассортимента экологичной бытовой химии составляли иностранные бренды. Спрос на зарубежные чистящие средства у наших клиентов максимальный, около 90% от общего спроса на бытовую химию", — подчёркивает он.
Увеличились расходы на логистику, из–за чего пришлось ужесточить политику доставки: где–то повысить стоимость, а где–то из бесплатной сделать платную. Как следствие, магазин потерял часть клиентов. "Хотя покупателей стало меньше, не могу сказать, что спрос сильно упал", — заявляет при этом предприниматель.
Курс на маркетплейсы
Одним из популярных решений для выхода из кризиса стало освоение торговых онлайн–площадок. Виталий Горяченков рассказывает, что сейчас компания просчитывает, возможно ли вывести продукцию на маркетплейсы. Однако такая перспектива пока туманна. Концепция доставки подразумевает, что клиенты возвращают ёмкость от чистящих средств, поэтому возникает вопрос: как обеспечить оборот тары в условиях онлайн–площадки? Вариант перехода на биоразлагаемую упаковку не подходит, поскольку является скорее удачным маркетинговым ходом. Как уточняет совладелец Less.express, срок разложения "экологичного" пластика не намного ниже, чем обычного.
Однако примеры продажи бытовой химии и косметики в упаковке, пригодной для сдачи в переработку, уже есть. По словам основателя бренда Green Wave Екатерины Шулеповой, торговля на Ozon приносит значимую часть дохода. "Без продаж на маркетплейсе мы были бы абсолютно нерентабельны и могли бы закрывать лишь потребности самого производства", — уточняет она.
Другой вектор развития — продвижение через b2b–решения. По словам руководителя Less.express, выручка с заказов от бизнеса увеличилась примерно в 2 раза.
"Мы предлагаем использовать нашу продукцию в кафе, ресторанах, торговых центрах и офисах. Производная от такого сотрудничества — реклама для персонала, который пользуется нашей бытовой химией. У нас есть несколько корпоративных клиентов, поэтому мы видим, что такая отдача есть", — рассказывает Виталий Горяченков.
Всё врассыпную
Выход в крупные торговые сети как вариант развития производителей экопродукции эксперты оценивают скептически.
Независимый эксперт по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин отмечает, что продажа товаров без упаковки — это формат, подходящий небольшим специализированным магазинам. Покупатели приходят туда за конкретными продуктами и товарами, имея больше времени на расфасовку. В большой ретейл это внедрить значительно сложнее.
"Например, в одном из городских “Ашанов” продаётся стиральный порошок на развес. Большинство покупателей недобросовестно насыпают средства, поэтому сотрудники магазина вынуждены проверять, какую позицию клиент взял себе на самом деле. Также есть проблемы с оборудованием, часто порошок рассыпается. Пока что для магазинов больше издержек, чем плюсов", — комментирует эксперт.
Более реалистичной оказывается перспектива продажи товаров без упаковки на маркетплейсах. Покупатели обычно ищут там, с одной стороны, более выгодные предложения, а с другой — что–то уникальное. "Организацию продажи бытовой химии в оборотной таре вполне возможно представить. Это доказывает практика доставки питьевой воды с возвратом бутылки. В случае удачи этот опыт могут взять на вооружение и классические ретейлеры, которые пристально следят за всеми успехами и провалами маркетплейсов", — рассуждает Лачугин.
Стоит заметить, что понятия "экотовар", "экопродукт" или "экомагазин" до сих пор не имеют определения в законе. Существует только федеральный закон "Об органической продукции", согласно которому для маркировки продукции знаком "Органик" производитель должен провести испытания и оформить сертификат.
"Нет регламентов и технических стандартов, которые определяли бы, является ли товар экологичным. Таким образом, назвать “экопродуктом” или “экомагазином” можно всё что угодно. И владелец не будет нести ответственности, даже если торгует самой грязной химией", — отмечает генеральный директор агентства INFOline Иван Федяков.