ПАО "Звезда" обязали отремонтировать дизельные двигатели "Каракуртов"

Автор фото: ТАСС
Стоимость одного "Каракурта" — около 10 млрд рублей.

Ленинградской "Пелле" пришлось в суде добиваться гарантийного ремонта силовых установок построенных ею ракетных кораблей.

Производитель дизельных двигателей ПАО "Звезда" должен устранить 11 поломок на трёх малых ракетных кораблях проекта "Каракурт", если опубликованное 26 октября решение петербургского арбитража вступит в законную силу. Почти за 2 года эксплуатации силовые установки "Каракуртов" ломались 17 раз, лишь шесть поломок "Звезда" признала гарантийными случаями. Это третий крупный судебный спор в нашем регионе, сопровождающий строительство ракетоносцев. В первом Минобороны пыталось отобрать у "Звезды" подряд на изготовление для них дизельных двигателей.

Семнадцать неприятностей

Малые ракетные корабли проекта "Каракурт" предназначены для поражения объектов на берегу, воде, отражения ударов с воздуха. Корабль может вести борьбу с диверсионно–террористическими силами, искать и спасать экипажи терпящих бедствие судов и летательных аппаратов, выполнять задачи по береговой охране. Проект разработан петербургским ЦМКБ "Алмаз". В рамках гособоронзаказа изготовлением "Каракуртов" занимаются АО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”", АО "Зеленодольский завод им. A. M. Горького" и ПАО "Амурский судостроительный завод". Точное количество кораблей не раскрывается, стоимость одного "Каракурта" составляет примерно 10 млрд рублей.
Контракт на поставку комплектов дизельных установок для трёх "Каракуртов" "Пелла" и "Звезда" подписали в январе 2016 года. Гарантийный срок дизелей составляет 60 месяцев с момента сдачи кораблей заказчику. Для первого ракетоносца он исчисляется с января 2019 года, для второго — с декабря, для третьего — с декабря 2020–го. В судебном споре рассматриваются поломки, происшедшие с мая 2020 года по февраль 2022–го. За это время поставленные "Звездой" дизельные установки сломались 17 раз, шесть поломок "Звезда" устранила как гарантийные, по поводу 11 остальных стороны не договорились: по мнению "Звезды", гарантийные обязательства исполнены, по мнению "Пеллы" — нет или не в полной мере.
В начале года спор перешёл в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области, который удовлетворил все требования "Пеллы". Для "Звезды" это означает дополнительный или повторный ремонт по 11 гарантийным рекламациям. "Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, и односторонний отказ от их исполнения не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом… Суд приходит к выводу, что требования истца являются обоснованными в части обязания ответчика выполнить восстановительный ремонт и устранить неисправности, указанные в рекламационных актах…" — написано в мотивировочной части опубликованного 26 октября судебного решения, которое не вступило пока в законную силу.
Помимо выполнения ремонтных работ суд применил "стимулирующую меру" — взыскал со "Звезды" судебную неустойку в виде ежемесячного платежа в размере 50 тыс. рублей за каждый факт неисполнения требования о гарантийном ремонте по день фактического исполнения обязательства.

Лучше отремонтировать…

По мнению экспертов, у "Звезды" немного шансов отменить вынесенное петербургским арбитражем решение.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов полагает, что шансы на оспаривание "Звездой" арбитражного решения незначительны. "Действующим законодательством предусмотрена обязанность производителя обеспечить качество результата работы в течение гарантийного срока. Если какие–то недостатки заранее в договоре не прописаны, то они должны были быть устранены. Это и является добросовестным подходом, из которого суды исходят на практике. Согласно тексту решения, “Пелла” направляла рекламации, однако не все они были удовлетворены. При этом актами исследований установлено, что имел место производственный характер дефекта. Так что суд, по моему мнению, обоснованно обязал ответчика произвести ремонт, взыскав при этом неустойку…" — говорит эксперт.
По мнению партнёра юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Романа Макарова, если "Звезда" не сможет в суде апелляционной инстанции доказать с учётом уже имеющихся материалов дела, что гарантийный ремонт ею выполнен либо что он не требуется, шансов на изменение решения у неё не много.
"Любопытно, что в деле применена судебная неустойка, которая, по мысли суда, должна стимулировать ответчика исполнить обязательства по ремонту. Правда, сумма этой неустойки — 50 тыс. в месяц — несущественна для спора такого уровня", — полагает эксперт.
"ДП" отправил запрос в АО "ЛСЗ “Пелла”". На "Звезде" сказали, что "стороны намерены урегулировать спор в рамках мирового соглашения либо ПАО “Звезда” удовлетворит заявленные требования до вступления судебного решения в законную силу".

Спорят на миллиарды и испытывают "Бурю"

Строительство "Пеллой" ракетоносцев этого проекта сопровождается регулярными скандалами. В начале 2021 года предметом судебного спора стал контракт между "Звездой" и ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ). Контракт на производство дизельных установок для одного "Каракурта" стоимостью 350 млн рублей стороны расторгли, что задержало сдачу корабля заказчику. В ходе судебного спора выяснилось, что "Звезда" наняла КМЗ под давлением Минобороны, которое не устроило то, как "Звезда" выполняла взятые на себя обязательства. КМЗ пытался взыскать со "Звезды" 16,2 млн рублей упущенной выгоды (на такую прибыль КМЗ рассчитывал при успешном исполнении контракта), но выиграть этот спор не смог. Ставший предметом спора "Каракурт" строил Зеленодольский завод им. Горького.
В этом году "Пелла" проиграла Минобороны один из самых дорогих арбитражных споров года. Военное ведомство пыталось взыскать с "Пеллы" 1,9 млрд рублей за задержку сдачи ещё одного "Каракурта", но суд констатировал завышенность требований и сократил их в 10 раз. 12 октября Арбитражный суд Северо–Западного округа отказался передать дело на рассмотрение Верховного суда — так в нём поставлена точка.
"Каракурты" тем временем успешно строятся. В конце сентября Амурский судостроительный завод спустил на воду сразу два ракетоносца — "Удомлю" и "Ржев". В середине июля в состав Военно–морского флота России вошёл корабль "Циклон", построенный на Судостроительном заводе имени Б. Е. Бутомы. Последний построенный "Пеллой" "Каракурт" — "Буря" проходит сейчас государственные испытания в Балтийском море.