В Смольном в течение полутора лет обещали избавить город от ежегодных снежных коллапсов путём централизации системы уборки улиц. Но реформа растянулась во времени, а в части районов наблюдается дефицит дворников.
Неизбежные снегопады Санкт–Петербург должен встретить с перестроенной системой уборки улиц. Точно предсказать, как городские службы справятся со своими обязанностями, пока нельзя, но однозначно эта зима станет непростым испытанием для репутации чиновников.
Напомним, что "снежную реформу" в Петербурге анонсировали ещё в начале 2022 года, когда обильные осадки, парализовавшие город, оставались неубранными много дней, продолжая способствовать образованию пробок на дорогах и травмированию граждан на тротуарах.
Традиционную для города проблему на этот раз Смольному пришлось признать. Выяснилось, что к неудовлетворительным результатам уборки приводит "лоскутное одеяло" ведомственной принадлежности — соседние участки города находятся в зонах ответственности разных комитетов и организаций–подрядчиков. От услуг последних предложили отказаться, сконцентрировав обязанности по уборке внутри городских структур.
Первым делом решено было передать от подрядчиков к районным администрациям внутриквартальные территории. Раньше для их содержания районы заключали контракты со сторонними компаниями (как правило, с городскими жилкомсервисами) — теперь эта зона ответственности переходит напрямую районным жилищным агентствам (РЖА).
Старт реформы назначили на январь 2023–го, но претворять её в жизнь стали постепенно, по мере насыщения штатов жилагентств персоналом и достаточного обеспечения инвентарём. В итоге официально все внутриквартальные территории перешли под контроль города с 1 июля текущего года.
"Все РЖА полностью укомплектованы техникой, инвентарём, а также спецодеждой. Кроме этого, открываются после ремонта новые помещения для дворников и трактористов", — рассказали "ДП" в жилищном комитете.
Неспешные перемены
Однако фактически реформа так и не завершена. Одним из её важных аспектов являлась смена организационно–правовой формы районных жилищных агентств, превращение их из государственных казённых учреждений (ГКУ) в бюджетные (ГБУ), чего до сих пор не произошло. И эта небольшая разница в аббревиатурах на деле оказывает значительное влияние на систему в целом.
Как обратил внимание депутат Андрей Алескеров в ходе состоявшегося 30 октября заседания постоянной комиссии петербургского ЗакСа по городскому хозяйству и созданию комфортной городской среды, посвящённого готовности города к зиме, целью реформы было формирование единого оператора по уборке, который работал бы на внутриквартальных и придомовых территориях. И если в первой части результаты есть, то зелёные насаждения общего пользования и местного значения, а также территории в составе общего имущества многоквартирных домов пока остаются не затронутыми нововведениями. Оказывается, что существующая организационная форма жилищных агентств в принципе не позволяет им брать такие контракты.
Начальник технического управления жилищного комитета Андрей Джалалов, также присутствовавший на совещании, проблему признал. По его словам, концепция реорганизации уже разработана и мероприятия собираются начать в конце 2024 года.
"Планируется все внутриквартальные территории, расположенные в границах красных линий, передать на обслуживание будущим ГБУ. Не только уборку, но и содержание — ремонт дорожного покрытия, тротуаров и так далее", — подтвердил "ДП" Андрей Джалалов.
Кому–то придётся нелегко
Не всё гладко оказывается и в части набора в штат жилагентств дворников и механизаторов. Ещё в ноябре 2022–го в Смольном объявили, что для перехода на новую систему уборки улиц требуется набрать 4,3 тыс. дворников и порядка 1,2 тыс. специалистов–механизаторов. По данным Жилкома, на конец октября план по ручным работникам был выполнен на 84%, по механизаторам — на 74%.
С одной стороны, выглядит так, будто бы город уже почти обеспечен нужными людьми. С другой стороны, в середине сентября комитет отчитывался о заполненности вакансий на 80% по дворникам и на 70% по механизаторам. То есть за полтора месяца удалось набрать только по 4% от требуемого числа сотрудников. Если такая динамика сохранится, то нетрудно подсчитать, что зиму Петербург встретит с нехваткой "лопат".
Однако ещё острее ситуация выглядит, если рассматривать цифры, продемонстрированные жилищным блоком Смольного в ходе отчёта перед комиссией ЗакСа, в разрезе по каждому району, а не средние городские.
Так, Колпинский, Кронштадтский, Невский, Петроградский районы обеспечены персоналом почти полностью в соответствии с плановыми значениями. Похуже ситуация в Выборгском и Красногвардейском районах — там удалось привлечь трудовых ресурсов на 75–90% от требуемого числа.
Но в Центральном районе, например, ситуация откровенно плачевная. Там РЖА смогло устроить лишь 55% от расчётного необходимого числа дворников и менее 44% механизаторов. Адмиралтейский район специалистами–ручниками обеспечен почти на 90%, но механизаторов там недостаёт более половины. Менее 60% таких специалистов также на данный момент в штатах жилагентств Московского, Приморского и Пушкинского районов. Откуда возьмутся недостающие трудовые ресурсы, пока неясно.
Пройдутся по углам
Отметим, что постепенно реформы начинаются и по линии комитета по благоустройству. Подведомственные ему дорожные ГУПы занимаются содержанием магистральных улиц города, в том числе на их плечах лежат обязанности по ручной чистке прилегающих к ним тротуаров (для этих работ до сих пор привлекаются субподрядчики).
Как рассказал глава Комблага Василий Пониделко, сейчас ведётся проработка вопроса о реорганизации этих ГУПов в ГБУ. Это позволит передавать им прямые задания на уборку определённых территорий, а не разыгрывать между ними районы на торгах.
На закономерный вопрос члена комиссии ЗакСа по городскому хозяйству депутата Алексея Макарова о том, почему же к этому приступают в начале зимнего сезона, а не весной, у Василия Пониделко нашёлся ответ. По его словам, действующие контракты заключены на семимесячный срок, поэтому переходного периода горожане не ощутят.
Также, сообщил Василий Пониделко, в рамках межведомственного взаимодействия для уборки занятых машинами участков дорог на 552 адресах смонтированы знаки, ограничивающие парковку в определённое время, чтобы у техники была возможность проходить по этим зонам и не допускать на них скопления снега.
В этом вопросе превращение ГУПов в ГБУ также должно сыграть значимую роль. По словам главы Комблага, ведомство будет стремиться создать подразделение, которое сможет при необходимости поднимать припаркованные автомобили, создающие помехи, убирать отрезок улицы и потом ставить машины на место. Но для этого, отмечает Василий Пониделко, потребуется внести поправки в законодательство.