Ноябрь давно уже стал месяцем распродаж. Сперва нас ждёт "день холостяка", отмечаемый 11 ноября, затем "чёрная пятница", выпадающая в этом году на 24–е число, а следом, 27–го, и "киберпонедельник". Правда, доверие покупателей к этим мероприятиям, судя по всему, падает.
Сервис Superjob спрашивает россиян об их отношении к "чёрной пятнице" уже несколько лет подряд и каждый раз получает всё более скептические ответы. В 2020 году доля тех, кто считал, что продавцы честно снижают цены, составляла 18%. В 2023–м их оказалось ровно в 2 раза меньше (14% — в 2020–м, 13% — в 2021–м). Зато тех, кто уверен, что распродажа — это обман покупателей, в 2020 году было 60%, а теперь — 76%. Доля тех, кто собирается что–нибудь покупать в "чёрную пятницу", падает не так стремительно, но всё же в этом году их только 10%, как и в прошлом. Меньше было лишь в депрессивном 2020–м.
Удивительным на этом фоне выглядит, что средняя сумма предполагаемых трат у тех, кто всё же намерен воспользоваться распродажей, нынче составляет 17,5 тыс. рублей — больше, чем во все предыдущие годы, за исключением 2021–го (18,5 тыс. рублей). Причём произошёл этот рост за счёт планов по крупным покупкам. Аж 6% россиян собираются купить что–нибудь дороже 75 тыс. рублей — такого не было никогда. Правда, вопрос о том, что больше влияет на эту сумму — рост благосостояния или галопирующая инфляция, лучше оставить за скобками.