Какова сегодня цена входа в розничный ретейл, скольких трудозатрат требует, чем отличается модель обратной франшизы от прямой и в какой сфере работать по ней надёжнее, обсудили эксперты рынка на бизнес-завтраке, где удалось побывать корреспонденту "ДП".
Организаторы мероприятия — представители федеральной торговой сети "Пятёрочка" — отметили, что его основной целью является в первую очередь популяризация предпринимательства в целом через живые примеры того, как можно развивать свою компанию, диверсифицировать бизнес и как стартовать с небольшим капиталом.
Известно, что кризис — это время возможностей. Вот только далеко не все знают, каким образом можно их использовать и в какой сфере, как расширить или диверсифицировать уже имеющийся бизнес. Прежде чем решиться на какие-либо изменения, необходимо проанализировать рыночные ниши, учесть риски, вложения в оборудование, персонал, маркетинг. При этом важно не забыть о конечном продукте: он должен быть безупречного качества и помогать потребителю в решении его задач. Просчитать всё с нуля действительно непросто, вот почему существует расхожее мнение, что из 10 новых бизнесов выживает только один.
Директор департамента франчайзинга торговой сети "Пятёрочка" Михаил Кольцов
Выверенный выбор
С франшизой в этом смысле всё значительно проще: сразу видно, насколько известной является компания, понятна её целевая аудитория. Нужно только тщательно подойти к выбору сферы деятельности. Если смотреть с точки зрения стабильности, то продуктовый ретейл здесь, пожалуй, опережает другие сегменты рынка. Для примера можно рассмотреть самые сложные периоды прошедших лет. В пандемию торговля товарами первой необходимости не просела, а за счёт онлайна и сервисов доставки даже подросла. В 2022 году отрасль достойно справилась с вызовами, ведь, несмотря на возникшие сложности с логистикой и уходом некоторых поставщиков с российского рынка, ретейл смог заново выстроить необходимые цепочки поставок, восполнить десятки тысяч позиций и не допустить дефицита ни в одной из товарных категорий. А продовольственная инфляция оказалась даже ниже ожидаемых прогнозов.
На этом в своём выступлении сделал акцент депутат, председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт-Петербурга Дмитрий Панов. По его словам, не допустить резкого роста цен на такие товары, как красная рыба, куриное мясо и некоторые другие позиции, удалось благодаря социальной ответственности бизнеса и налаженному взаимодействию торговых сетей с представителями власти.
Депутат, председатель профильной комиссии по инвестициям Законодательного собрания Санкт-Петербурга Дмитрий Панов
В свою очередь, руководитель направления развития франчайзинга сети "Пятёрочка" Ольга Маремьянина отметила ещё ряд аргументов в пользу франчайзинга именно в продуктовой сфере. Самый главный из них очень прост — в кризисные периоды люди могут сократить свои расходы за счёт приобретения автомобилей, дорогой техники, недвижимости, начать меньше путешествовать, перестать покупать деликатесы, но товары, которые представляют ассортимент магазинов у дома, будут востребованы всегда.
Также эксперт подробно остановилась непосредственно на схеме работы по франшизе, объяснила, почему модель обратной франшизы может быть интереснее при открытии собственного дела.
Руководитель направления развития франчайзинга сети "Пятёрочка" Ольга Маремьянина
Дело в том, что в рамках прямого франчайзинга предприниматель работает под известным брендом, но делает это по собственному усмотрению: сам выбирает поставщиков, приобретает товар, определяет ассортимент, устанавливает ценовую политику, рассчитывает окупаемость, несёт всё бремя сопутствующих расходов, например на рекламу, обучение персонала и прочее. Модель обратного франчайзинга, по которой работает торговая сеть, — это, по сути, готовый бизнес, где все перечисленные заботы берёт на себя сам бренд.
Воплощение на практике
Чтобы участники мероприятия смогли представить, как это работает на самом деле, руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети "Пятёрочка" Валерия Осташева привела в пример конкретный кейс. По нему инвестиции в открытие магазина составили около 20 млн рублей, из которых 11 млн ушло на приобретение оборудования, в районе 8 млн — на ремонтно-строительные работы и 500 тыс. рублей — на единовременный паушальный взнос. В рамках данного кейса была также рассчитана приблизительная выручка на 2024 год, она составила 1,142 млрд. При этом чистая прибыль франчайзи, по словам Валерии Осташевой, как правило, достигает 4-5% от суммы выручки.
Руководитель направления привлечения франчайзи торговой сети "Пятёрочка" Валерия Осташева
Эти цифры подтвердил пришедший на встречу предприниматель Сергей Серогозов. Недавно по этой схеме он открыл свой первый магазин в Московской области и сейчас уже строит второй в Ленинградской. Он подчеркнул: для него такой опыт первый и что это было совсем непросто, но круглосуточная поддержка со стороны франчайзера сделала все процессы максимально прозрачными и упростила многие задачи.
О том, что такая бизнес-модель себя хорошо зарекомендовала, говорит и растущая предпринимательская активность. С момента заключения первой франшизы в 2009-м сеть попробовала развивать бизнес по прямой франшизе и, наконец, перезапустила обратный франчайзинг в 2018 году. С этого момента поначалу в год открывалось до 15 магазинов, в 2022-м эта цифра выросла до 63, а к сентябрю 2023-го достигла 300. К концу же этого года компания планирует выйти на 350 точек. На 2024-й планы ещё более грандиозные — увеличить результат вдвое.
Как отмечают эксперты, в первую очередь таким видом бизнеса интересуются игроки рынка коммерческой недвижимости. Неслучайно на мероприятии собралось больше всего представителей именно из этой сферы. Но есть и много начинающих, делающих первые шаги в продуктовом ретейле. В любом случае городские власти смотрят на эту тенденцию позитивно. Ведь, как сказал Дмитрий Панов, пусть лучше развиваются торговые сети, предлагающие продукты гарантированного качества. Но здесь главное условие, чтобы франчайзи были такими же ответственными, как бренд, который они представляют, и несли его флаг достойно.