На алкогольном рынке спорят, поможет ли минимальная розничная цена на пиво очистить рынок от нелегальной продукции. Крафтовые производители надеются, что им станет легче конкурировать с крупным бизнесом.
На днях стало известно, что Минпромторг поддержал инициативу Госдумы по введению минимальных розничных цен (МРЦ) на разливное пиво и пивные напитки, на яблочный и грушевый сидр, а также на алкогольные напитки на основе мёда. Напомним: установить минимальные розничные цены предложили в комитете Госдумы по экономической политике. Установить минимальный порог предстоит Минфину, который тоже поддерживает идею.
Отживший институт
Предполагается, что МРЦ поможет очистить рынок от фальсификата, продаваемого по более низким ценам, чем легальная продукция. При этом ряд участников рынка указывают на неэффективность подобных мер.
Президент AB InBev Efes Ораз Дурдыев отмечает, что для борьбы с неучтённой продукцией уже были внедрены ЕГАИС и маркировка.
"Внедрение МРЦ увеличит маржинальность нелегальных производителей и введёт потребителя и государство в заблуждение, когда нелегальная продукция будет стоять на полке по цене легальной, — считает он. — МРЦ ограничит возможность легальных производителей по использованию гибкой ценовой политики. Точки продаж будут мотивированы работать с нелегальным сегментом, если недобросовестный производитель обеспечит их долей от прибыли (бек–маржой), которая может достигать 50% стоимости литра".
Что касается идеи ввести МРЦ только в сегменте разливного пива, Дурдыев полагает, что эффект будет тот же. Средняя цена литра разливного пива сейчас составляет 120 рублей, сидра — 170 рублей. "Учитывая тенденцию к экономии домохозяйств, дальнейшее повышение подтолкнёт потребителей к дешёвому крепкому суррогатному алкоголю и приведёт к повторению трагических событий массового отравления населения", — говорит он.
Другие эксперты, с которыми пообщался "ДП", тоже указывают, что более действенный механизм контроля алкогольной продукции, чем ЕГАИС, едва ли можно представить.
В Ассоциации производителей пива, солода и напитков обращают внимание, что в структуре себестоимости бутылки пива не менее 51% составляют налоги и сборы. Исполнительный директор ассоциации Вячеслав Мамонтов считает введение минимальной розничной цены избыточным.
"Меры борьбы с нелегальным сегментом должны быть направлены на повышение привлекательности честного ведения бизнеса и снижение маржинальности незаконного оборота. Требуется усилить контроль за так называемыми “наливайками”, где сосредоточен основной объём нелегальной пивоваренной продукции, — считает Мамонтов. — Для участников рынка нужно создать равные условия вне зависимости от размера производства и распространить обязанность по установке автоматических счётчиков ЕГАИС на все линии розлива пива".
В борьбе с нелегальным сегментом, по мнению эксперта, поможет и норма, согласно которой легально изготавливать пивные напитки смогут только компании, обладающие полным циклом производства, включая варочное и ферментационное оборудование. Важно также внедрить индикаторы риска с определением критических точек контроля нелегального рынка. Дополнительное административное давление на добросовестных участников рынка в текущих экономических условиях вряд ли даст положительный эффект.
Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский уверен, что институт минимальных розничных цен изжил себя. Он утратил свою эффективность с момента, когда ЕГАИС начала внедряться помимо производств в точки оптовых и розничных продаж. Изначально МРЦ была придумана как барьер для нелегального крепкого алкоголя. По оценке НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка", 80% "подпольной" алкогольной продукции приходилось именно на водку.
Средство против гигантов
В Союзе российских пивоваров, который объединяет малые, средние и крупные российские пивоваренные предприятия, напротив, считают минимальную розничную цену "сверхэффективным" инструментом.
"В пивоваренной отрасли минимальная розничная цена необходима для борьбы с недобросовестными производителями — теми, кто, нарушая традиционную технологию пивоварения, насыщает рынок, по сути, слабоалкогольными ферментными коктейлями со вкусом пива, и теми, кто прямо нарушает закон и не платит акциз с выпущенной продукции", — комментирует председатель совета Союза российских пивоваров, генеральный директор ООО "Суздальский пивовар" Даниил Бриман.
Он уверен, что отрасли нужны экстренные меры по борьбе с демпингом, а МРЦ одновременно защитит потребителей от напитков низкого качества и суррогатов. Но такие полумеры, как введение минимальной цены только в сегменте разливного пива, не дадут положительного эффекта.
Максим Черниговский отмечает, что, поскольку небольшим пивоваренным компаниям непросто конкурировать с крупным бизнесом, для них МРЦ действительно была бы полезна, так как она не позволяет конкурентам демпинговать за счёт высоких оборотов. Однако в этом случае средние цены для потребителя вырастут, что побудит его искать более дешёвые аналоги на сером рынке.
Не понижать градус
По оценке Союза российских пивоваров, введение МРЦ может повлиять на цену пива в экономсегменте не более чем на 10–15%, то есть не более 10 рублей на 0,5 литра. Сейчас в России действует минимальная розничная цена на крепкие напитки — водку, виски, коньяк, ром, а также на игристые вина и шампанское. С января 2023 года минимальная розничная цена водки составляет 281 рубль за 0,5 литра, бренди — 375 рублей, коньяка — 517 рублей за 0,5 литра.
Кстати, крупнейшие алкогольные компании в октябре попросили Минфин поднять с 2024 года МРЦ на крепкий алкоголь. Обращение направил Союз производителей алкогольной продукции (СПАП).
Президент компании LADOGA Вениамин Грабар поддерживает это предложение, указывая, что с января 2023 года, когда цена в последний раз поднималась, себестоимость изготовления существенно возросла. Увеличение МРЦ хоть немного приблизит её к реальной стоимости напитков. Помимо планируемого повышения акцизов и подорожавшей логистики свою роль в этом играет курс иностранных валют. Эксперт подчёркивает, что МРЦ должна существовать во всех алкогольных категориях, где существует весомая доля контрафакта и подделок.
По данным IT–компании "Эвотор", в несетевой рознице Петербурга за январь–сентябрь 2023 года продажи пива и пивных напитков выросли в денежном выражении на 6% к прошлому году. Но в натуральном выражении (литрах) остались на уровне прошлого года. Средний чек покупки пива и пивных напитков составил 228 рублей, что на 3% больше, чем в 2022 году.