Петербургское правительство, видимо, нашло новый способ получения лояльности муниципалитетов — через субсидии на благоустройство.
Несогласные с идеями Смольного муниципальные округа могут лишиться финансов на реализацию своих проектов — строительство детских площадок, создание скверов и т. п. Первой жертвой давления, похоже, стал муниципальный округ №72, чьи депутаты открыто выступают против закона о комплексном развитии территорий (КРТ), то есть о хрущёвках и реновации, и требуют его отмены.
Вместе с законопроектом о петербургском бюджете в Законодательное собрание дополнительно вносится документ о распределении субсидий бюджетам внутригородских муниципальных образований для благоустройства собственных территорий. В проект бюджета–2024 вошли 75 из 111 округов.
Казна муниципалитета формируется, отталкиваясь от двух основных документов — нормативов (рекомендации комитета финансов города) и распределения дотаций (основной). Для части муниципалитетов нормативы Комфина остаются только рекомендацией, необязательной к исполнению. Другая часть, напротив, зависит от нормативов, так как к ним привязаны субсидии на благоустройство.
Субсидии разыгрываются в рамках двух конкурсов — летнего и зимнего. Муниципалы представляют на конкурсе свой проект, он набирает то или иное количество баллов. Уже после этого петербургский комитет по благоустройству выбирает проекты–победители.
При этом не всегда муниципалитеты согласны с вынесенными решениями. Так, муниципальный округ №72 в 2024 году останется без субсидии, хотя он укладывается в нормативы Комфина и ранее неоднократно получал дополнительное финансирование на свои проекты.
"Несмотря на классные проекты, на то, что наши площадки каждый год побеждают в конкурсе комитета по благоустройству, несмотря на то, что нами уже реализован за счёт субсидии первый этап проекта на Софийской, 40/1, субсидию муниципалитет №72 в выборный 2024 год не получит. Мы всё равно останемся на позиции против закона о КРТ. Детские площадки подождут. Зачем они нужны, если тех, ради кого мы делали проекты, хотят выселить из Купчино", — написал в своём телеграм–канале глава МО №72 Павел Швец.
Ранее этот муниципалитет внёс в ЗакС законопроект об отмене закона о КРТ. Он получил отрицательный отзыв комиссии ЗакСа по градостроительству, земельным и имущественным вопросам. Комиссия предложила Павлу Швецу отозвать законопроект, но он продолжает стоять на своём.
Доцент кафедры политической психологии СПбГУ Александр Конфисахор подтвердил опасения муниципалов, пояснив, что исполнительная власть на региональном уровне уже давно пытается подмять под себя муниципальную.
“
"Приняты соответствующие федеральные законы об органах публичной власти. Поэтому используются все механизмы, чтобы сделать процессы, проходящие через муниципалитеты, понятными, зримыми, управляемыми и контролируемыми. А для этого любые средства хороши. И если есть возможность финансово или законодательно влиять на муниципалитеты, это, естественно, используется", — отмечает эксперт.
По его мнению, система субсидирования муниципалитетов ставит их в полную зависимость от исполнительной власти: чем ты лояльнее, тем больше преференций можешь получить.
В комитете по благоустройству Петербурга отметили, что получение муниципалитетами субсидий осуществляется на конкурсной основе. А влияние комитета на результаты конкурса невелико — только "в рамках нормативных правовых актов".