На прошлой неделе указом президента РФ Владимира Путина акции Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) — ключевого актива группы FESCO — были переданы госкорпорации "Росатом". 92,4% акций ДВМП в январе 2023 года суд обратил в доход государства по иску Генпрокуратуры, утверждавшей, что они приобретены за счёт коррупционных доходов прежних акционеров.
FESCO, одна из крупнейших транспортно–логистических компаний России, последнее время увеличивала выручку семимильными шагами. Способствовал тому уход международных контейнерных линий из российских вод. В 2022 году FESCO стала 35–й в рейтинге крупнейших судоходных компаний мира.
С "Росатомом" компания сотрудничает давно, в основном — по линии перевозок грузов для строящихся за рубежом АЭС. В 2021 году FESCO и "Атомэнергопром" (входит в ГК "Росатом") подписали соглашение о создании Восточного транспортно–логистического узла на территории порта во Владивостоке.
"Росатом", получив FESCO, укрепил свои позиции на транспортно–логистическом рынке. Под его управлением теперь находятся два крупных контейнерных игрока, второй — группа компаний "Дело", которую, по свежим данным, возглавит директор по развитию бизнеса "Росатома" Екатерина Ляхова (госкорпорации с прошлого года принадлежит 49% акций ГК "Дело").
С 2018 года "Росатом" является инфраструктурным оператором Северного морского пути (СМП). И, судя по звучащим от топ–менеджмента акцентам, FESCO активнее займётся Арктикой. В интервью "России–24" глава "Росатома" Алексей Лихачёв отметил, что FESCO поможет в переориентации морских перевозок между рынками Азии и Европы через СМП.
О перспективах международного транзита по Севморпути можно говорить долго, в этой теме достаточно и скептиков, и адептов. Но у FESCO имеются компетенции и во внутренних вопросах Арктики. Компания давно работает в рамках северного завоза, что может определить роль ДВМП в структуре атомной госкорпорации: недавно вступивший в силу закон о северном завозе предусматривает создание единого морского оператора процедуры, которым, особенно теперь, логичным образом может стать "Росатом".
Насколько сильно Арктика займёт ресурсы FESCO и пострадает ли от этого её развитие в других акваториях (компания представлена везде, кроме Каспия) — вопрос открытый. Но по словам её новых хозяев можно судить, что развитие СМП остаётся приоритетом.