Ростехнадзор приостановил действие лицензии ЦКБ "ОСК–Айсберг", позволяющей осуществлять конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов проекта 22220.
Действие лицензии приостановлено с 1 ноября в связи с выявленными грубыми нарушениями. Контролируемое государственной Объединённой судостроительной корпорацией АО "ЦКБ “ОСК–Айсберг”" пытается оспорить решение Ростехнадзора в суде, но пока лицензия, позволяющая сопровождать строительство судов с ядерными установками на борту, осталась лишь у АО "ЦКБ “Айсберг”", принадлежащего "Роснефти". Стоимость возможных контрактов на конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов оценивается в 2 млрд рублей. Глава "ОСК–Айсберг" говорит о недобросовестной конкуренции.
Нарушения, которых нет
Решение о приостановке действия лицензии "ОСК–Айсберг" на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии Северо–Европейское межрегиональное территориальное управление Ростехнадзора вынесло 17 октября по результатам плановой проверки. Причиной стали выявленные грубые нарушения условий действия лицензии.
На сайте Ростехнадзора указано, что лицензия эта позволяет "ОСК–Айсбергу" проектировать и конструировать ядерные установки на судах и иных плавсредствах с ядерными реакторами. Она выдана в ноябре 2017 года сроком на 10 лет и приостановлена с 1 ноября.
В самом решении о приостановке действия лицензии перечислены выявленные при проверке грубые нарушения: "не выполнено требование о поддержании численности и квалификации персонала, осуществляющего проектирование и конструирование ядерных установок на уровне, достаточном для обеспечения выполнения требований ядерной и радиационной безопасности".
Врио начальника Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Игорь Новаков сообщил "ДП", что решение вынесено на основании статьи 34 положения "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", утверждённого постановлением правительства РФ № 280 от 29 марта 2013 года. 34–я статья перечисляет девять возможных грубых нарушений.
Нарушения, на основании которого Ростехнадзор приостановил действие лицензии "ОСК–Айсберг", в 34–й статье нет. Но до тех пор, пока надзорное ведомство не решит, что нарушения устранены, и не возобновит действие лицензии, осуществлять конструкторское сопровождение строительства атомных ледоколов компания не сможет. Заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" (заказчик атомоходов проекта 22220) Вячеслав Рукша так и написал руководителю "ОСК–Айсберг" спустя 2 дня после приостановления действия лицензии.
По оценке врио генерального директора "ОСК–Айсберг" Игоря Чорного, контракты на конструкторское сопровождение строительства "Якутии", "Чукотки", "Камчатки" и "Сахалина" (последних запланированных ледоколов проекта 22220) будут стоить не менее 2 млрд рублей.
Инструмент конкуренции
Последние несколько лет конструкторским сопровождением строительства на Балтийском заводе (входит в государственную Объединённую судостроительную корпорацию) атомоходов проекта 22220 занималась другая компания с похожим названием — АО "ЦКБ “Айсберг”", которое контролирует ПАО "Роснефть". Это видно из материалов арбитражных споров, опубликованных на портале "Электронное правосудие". Таких споров с начала 2021 года 11 штук, ЦКБ "Айсберг" взыскивает в них с Балтийского завода около 400 млн рублей, недоплаченных за конструкторское сопровождение первых ледоколов данного проекта.
Как и "ОСК–Айсберг", одноимённое ЦКБ имеет лицензию, позволяющую проектировать и конструировать ядерные установки на судах и иных плавсредствах с ядерными реакторами. С конкуренцией за контракты на дальнейшее конструкторское сопровождение атомоходов Игорь Чорный связывает интерес к возглавляемому им "ОСК–Айсберг" со стороны Ростехнадзора.
“
"Во–первых, деятельность нашей компании относится к 6–му классу опасности — по закону Ростехнадзор вообще не должен был проверять нас. Во–вторых, в установленных постановлением правительства перечне грубых нарушений нет тех, что указал в решении о приостановлении действия лицензии Ростехнадзор. А в–третьих, где написано, сколько в компании должно быть сотрудников? У нас сейчас всего семь штатных сотрудников, потому что мы завершили контракт по обслуживанию плавучей атомной станции “Академик Ломоносов” и не заключили пока контракты с Балтийским заводом на конструкторское сопровождение ледоколов проекта 22220, — зачем мне люди, которым будет нечем заняться?" — говорит глава "ОСК–Айсберг".
В начале ноября Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области принял к производству заявление "ОСК–Айсберг" об оспаривали результатов проверки Ростехнадзора и решения о её проведении.
Генеральный директор управляющего ЦКБ "Айсберг" АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" Константин Лаптев комментировать предположения о недобросовестной конкуренции против "ОСК–Айсберг" отказался.
ЦКБ "Айсберг" получил лицензию на проектирование и конструирование объекта использования атомной энергии 1 сентября взамен старой, срок которой истёк. Срок её действия — до 1 сентября 2033 года.
Не всё потеряно
Первый заместитель генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС) Лев Засыпко считает, что в данном случае последнее слово должно оставаться не за конструкторскими бюро, а за заказчиком атомоходов — "Росатомом".
"Конечно, чтобы заниматься конструкторским сопровождением проекта 22220, необходимы лицензия, авторские права на конструкторскую документацию, опыт разработки и сопровождения таких проектов. Очень важна реальная готовность компании нести ответственность за свою работу — любое внесение изменений в конструкторскую документацию может привести в том числе к негативным последствиям. А это уже вопрос компетенции, навыков. Но в конечном итоге ледоколы эксплуатирует “Росатом” и он же за них платит — включая конструкторское сопровождение. Поэтому я считаю, что последнее слово при выборе компании, которая будет сопровождать их строительство, должен сказать “Росатом”", — полагает эксперт.
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners (NSP) Роман Макаров полагает, что у "ОСК–Айсберг" есть шансы сохранить лицензию, если помимо действий по оспариванию невыгодного для себя решения компания предпримет действия для устранения выявленных нарушений.
"Административные дела юридически не являются особенно сложными. Суды при проверке законности действий лицензирующих органов проверяют, верно ли по форме проведена проверка и действовал ли орган в пределах своих полномочий. Помимо выявления любого из девяти грубых нарушений, перечисленных в положении, основанием к приостановлению лицензии могут стать и иные факты. Впрочем, приостановление лицензии не влечёт её последующий автоматический отзыв. Основанием для аннулирования лицензии является только установленная в результате дальнейшей проверки лицензиата его неспособность устранить нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии…" — говорит юрист.