"Почта России" предлагает ввести сбор с маркетплейсов, чтобы закрыть дыру в своём бюджете. Маркетплейсы против. Правительство, похоже, тоже.
В кабинете министров оказались не рады идее ввести инфраструктурный платёж с маркетплейсов и других участников рынка e–commerce в размере 0,5% оборота, если их годовая выручка превышает 1 млрд рублей, сообщает РБК со ссылкой на источник в Минцифры. По его словам, премьер–министр Михаил Мишустин не поддержал предложение, потому что платежи в конечном итоге будут переложены на плечи покупателей.
В начале октября АО "Почта России" обнародовало "План по улучшению финансово–экономического состояния компании", в котором и предложило ввести этот сбор, направив поступления на погашение долгов АО. По оценке топ–менеджмента "Почты России", это может принести ей 24–25 млрд рублей в год. Также компания предложила рефинансировать долг за счёт Фонда национального благосостояния под 3,5% и провести докапитализацию на 117 млрд рублей.
Партнёрство, а не диктат
Против инициативы "Почты России" категорически выступают и профильные объединения, и сами маркетплейсы. Они предлагают множество альтернативных вариантов "Почте России" для закрытия финансовой дыры. "Мы благодарим главу правительства за взвешенное и объективное решение, — отмечает президент Ассоциации компаний интернет–торговли Артём Соколов. — Ранее коллеги выразили готовность закупить у “Почты России” услуги и сервисы в 2024 году на 33,5 млрд рублей. Это совокупная оценка возможного объёма финансовых поступлений, если стороны договорятся о коммерческих условиях. В качестве закупаемых у “Почты России” услуг могут быть не только использование её отделений в качестве пунктов выдачи заказов, но и международные отправления и иные виды логистики".
Иначе говоря, маркетплейсы предлагают госкомпании "подружиться". Дополнительными стимулами для развития партнёрских отношений могут стать, по словам Соколова, возможность частичной оплаты заказов в отделениях "Почты", приём и возврат средств по выбору покупателя (например, банковской картой, по системе быстрых платежей или наличными). Также можно организовать кабинки для примерки товаров и иные стандартные услуги интернет–магазинов.
Это сломает e–commerce
"Предполагаемое бизнес–партнёрство компании прорабатывают самостоятельно, но очевидно, что развитие коммерческого сотрудничества с компаниями интернет–торговли, основанного на рыночных механизмах, в конечном итоге может значительно улучшить качество сервисов “Почты России”. Государственные компании не должны финансироваться путём прямой субсидии от бизнеса. Этот подход неприемлем ни для одной из отраслей и создаёт негативную практику введения подобных “оборотных налогов” и в других сферах", — настаивает Соколов.
Платежи с онлайн–ретейлеров приведут к росту цен на товары в интернете минимум на 5%, не считая инфляции, приводит он данные Центра стратегических разработок. По расчётам ЦСР, 38% покупателей могут отказаться от покупки товаров в интернете. Как следствие, на 12% снизится совокупный среднегодовой темп роста рынка e–commerce, а это приведёт к падению в других смежных отраслях экономики.
"Пострадать могут также рынок труда и сегмент малого и среднего предпринимательства. Около 200 тыс. предпринимателей не смогут начать своё дело, а число несозданных рабочих мест достигнет 300 тыс.", — добавляет глава АКИТ со ссылкой на аналитику ЦСР.
Почти как министерство
Гендиректор INFOLine Иван Федяков говорит, что маркетплейсы сейчас зачастую убыточны, поэтому введение дополнительных налогов и сборов нецелесообразно. "По итогам последнего квартала Ozon показал убыток почти 24 млрд рублей", — приводит он пример.
Кроме того, понятие "маркетплейс" не закреплено законодательно. В основном маркетплейсы ассоциируются с такими компаниями, как Ozon, Wildberries и "Яндекс.Маркет". Однако традиционные ретейлеры тоже открывают онлайн–магазины, а классифайд "Авито" вводит элементы маркетплейса. Набор их услуг очень схож. "С кого тогда взимать сборы? К этой инициативе больше вопросов, чем ответов", — говорит Федяков.
Введение платежей ударит по рынку e–commerce, но не очень поможет "Почте России". Федяков видит причины финансовых неудач компании в неэффективном менеджменте. "Его решения приводят только к убыткам. Вливания средств будут увеличивать обороты “Почты”, но не повысят её эффективность. Эта компания — по сути госорган, который управляется по принципу министерства. У неё нет экономического KPI", — добавляет эксперт.
Чистый убыток АО "Почта России" по РСБУ в январе–сентябре составил 2,6 млрд рублей, что в 7,7 раза меньше, чем за аналогичный период 2022 года, сообщило АО в пятницу.
Обязательства компании по заёмным средствам за 9 месяцев снизились на 4,9 млрд рублей, но они остаются огромными — 115,9 млрд.