"ДП" в рамках проекта "Деловой бестселлер" (придуман и реализуется в сотрудничестве с лидером строительного рынка "Группой ЛСР", которая, как и "ДП", была основана 30 лет назад) продолжает знакомить читателей с событиями в экономической жизни города, которые освещались на страницах издания с 1993 года.
В петербургском парламенте начали обсуждать новый генплан Северной столицы. По словам властей, до 2030 года в городе должны проложить более 43 км новых путей метро. Также в рамках развития подземки предусмотрено 20 объектов нового строительства. Примерно такие же амбициозные планы по вводу новых станций метро чиновники заявляли 17 лет назад. Именно об этом шла речь в номере "Делового Петербурга" 2302 от 1 декабря 2006 года.
Из этой статьи вы узнаете, что:
- Раньше доля федерального бюджета в финансировании строительства метрополитенов в городах не превышала 20%
- После 2004 года программа строительства метро в Петербурге предусматривала ежегодное финансирование из местного бюджета в размере 3 млрд рублей
- Строительству станции метро в Кудрово (проектное название "Народная") мешал вопрос с финансированием. По мнению Смольного, платить должна была Ленобласть, поскольку объект планировался на границе города и региона
- 100 млрд рублей могло составить финансирование строительства метро Петербурга до 2015 года
Автор материала — Марина Зырянова.
Метро будет расширяться
Смольный решил ускорить темпы строительства метрополитена в период до 2015 года в связи с решением федерального центра увеличить финансирование. На этой неделе руководитель подведомственного Минтрансу РФ Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов подтвердил готовность федерального бюджета вернуться к финансированию строительства российских метрополитенов в соотношении 50/50. Последние несколько лет доля федерального бюджета в финансировании строительства метрополитенов в российских городах не превышала 20%.
Заместитель председателя комитета по транспорту Петербурга Сергей Терентьев уверен, что увеличение финансирования потребует внесения изменений в федеральную программу по строительству метро в субъектах России на 2003-2015 гг. Этот документ создавался в условиях недостаточного финансирования.
На основании федеральной программы в 2004 году городское правительство утвердило программу строительства метро до 2008 года. Кроме реконструкции эскалаторов и наклонных ходов в неё вошло строительство станций метро "Адмиралтейская", "Парнасская", первого пускового комплекса Фрунзенского радиуса от станции метро "Площадь мира-2" до "Волковской". Программа предусматривала ежегодное финансирование из городского бюджета в размере 3 млрд рублей.
Новые перспективы
Предполагается, что в новой программе по строительству метро до 2015 года будут изменены сроки строительства станций, а также добавлена перспектива строительства новых станций за пределами 2015 года.
"В качестве основного приоритета останется строительство Фрунзенского радиуса — до 2012 года его планируется построить на полную длину. Также необходимо решить вопрос со строительством станций "Спортивная-2" и "Адмиралтейская". Также будет продолжено строительство двух перегонов за станцией метро "Комендантский проспект". Кроме того, предполагается построить так называемую южную хорду, которая соединит Московско-Петроградскую и Кировскую линии, а именно "Московские ворота" со станцией "Броневая", — подчеркнул Сергей Терентьев.
В 2007 году из городского бюджета на строительство новых станций метрополитена планируется выделить 6 млрд рублей, в 2008 году — 7 млрд рублей. "В соответствии с принятым решением финансировать строительство метро в пропорции 50 на 50 Федерация ежегодно должна выделять не менее 5 млрд рублей", — отметил Сергей Терентьев.
Однако пока в проекте федерального бюджета 2007 год выделено 6,7 млрд рублей на 12 субъектов Федерации, в которых находятся метрополитены. На строительство метро в Петербурге пока выделено 744 млн рублей, примерно такая сумма была изначально заложена в федеральный бюджет 2006 года.
Уже на осенних корректировках федерального бюджета 2006 года Петербургу удалось получить дополнительный 1 млрд рублей на строительство новых станций Фрунзенского радиуса. Единственной станцией метро, которая будет запущена в 2006 году, станет ст. "Парнасская". Её ввод состоится 20 декабря.
Правительство Петербурга планирует отказаться от финансирования строительства станции метро "Народная", которая должна расположиться на пересечении Народной ул. и пр. Большевиков. По мнению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, станция расположена на границе Петербурга и Ленобласти, соответственно, в её строительстве должен участвовать областной бюджет. Кроме станции метро предполагается строительство депо, которое расположится на областной территории.
В правительстве Ленобласти заявили, что Валентина Матвиенко не обращалась с подобным предложением к губернатору Ленобласти Валерию Сердюкову, а все разговоры ведутся на уровне эмоций. "Станция метро "Народная" нужна для транспортного сообщения Весёлого поселка", — подчеркнули в правительстве ЛО.
Накануне вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров провёл совещание, посвящённое строительству петербургского метрополитена. До обсуждения изменения программы строительства метро до 2015 года чиновники не дошли. В итоге был окончательно определён адрес строительства вестибюля ст. метро "Спортивная" — он расположится на наб. Макарова на съезде с Троицкого моста (на месте магазина "Гламур"). По словам чиновников, этот вариант является самым дешёвым и не требует расселения жилых зданий. Также были определены сроки запуска четырёх станций метро: "Адмиралтейская" будет запущена в 2011-м, "Спортивная" — в 2010-м, "Обводный канал" — в 2009-м, "Звенигородская" — также в 2009-м.
Справка: 100 млрд рублей может составить финансирование строительства метро Петербурга на период до 2015 года.
Подземка села на два стула
Росжелдор направил в Петербург проект распоряжения правительства РФ, где предлагается увеличить финансирование метро до 50% без возвратной основы и сделать себя распорядителем средств. "Постановление Росжелдора уже согласовано с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко, Росстрой ещё не представил нам свой вариант постановления", — заявил начальник отдела капстроительства ГУП "Петербургский метрополитен" Аркадий Фурса.
"Росстрой подготовил проект постановления правительства РФ об увеличении доли финансирования метро из федерального бюджета до 50% на возвратной основе и предложение сделать себя распорядителем федеральных средств. Однако пока до нас оно не дошло. Кроме того, не очень понятно, в чём заключается возвратная основа, — отметили в комитете по транспорту. — Кто кого перетянет — неизвестно".
Светлое будущее
Генеральный директор ОАО "Метрострой" Вадим Александров рассказал, что сейчас обоснование потребностей в строительстве метро утверждает Росстрой, а финансирование выделяет Росжелдор.
"Удобнее, когда эти полномочия сосредоточены в руках одной организации. Я думаю, что всё устаканится и из двух постановлений правительство РФ выберет одно", — отметил он.
Вице-губернатор Петербурга Александр Вахмистров, курирующий вопросы строительства метро, заявил, что решать, кто будет заказчиком строительства метрополитенов в РФ, должно правительство РФ. "Главное, что Росстрой и Росжелдор придерживаются позиции, что размер финансирования метро нужно увеличить до 50%", — заявил он.
"Кто будет заниматься финансированием метро в 2007 году, пока не ясно, однако в законе о бюджете это будет прописано. Деньги на 2007 год в федеральном бюджете заложены, поэтому нам без разницы, кто будет заниматься финансированием", — заключил Аркадий Фурса.
Генеральный директор ОАО "Метрострой" Вадим Александров уверен, что финансированием строительства метро, а также утверждением проектов строительства новых станций должна заниматься одна структура.