Российский рынок технологических венчурных инвестиций после ухода иностранных инвесторов существенно сократился. Объём вложений в отечественные стартапы в этой сфере за последние пару лет сократился более чем в 10 раз.
Такую оценку высказал 28 ноября директор бизнес-блока госкорпорации развития ВЭБ.РФ Максим Дузь на сессии "Беспилотные технологии сегодня и завтра" в ходе международного форума-выставки "Российский промышленник".
"В последние пару лет рынок технологических венчурных инвестиций, которые востребованы в этих направлениях, существенно просел. Это происходит по объективным и всем понятным причинам, но тем не менее. Из России ушли крупные венчурные фонды, такие как Baring Vostok например, а существующие инвесторы сильно снизили свою активность", — сказал Максим Дузь. В стране также практически полностью исчезла бизнес-ангельская деятельность, добавил он.
"По нашим оценкам, за последний год объём инвестиций в проекты ранних стадий на российском рынке сократился более чем в 10 раз. Это серьёзное влияние на развитие всех отраслей технологического сектора, а также и беспилотной отрасли", — сказал Максим Дузь. В свою очередь, банки не готовы инвестировать в технологические проекты на ранней стадии. По этой причине многие такие стартапы не выходят из так называемой "долины смерти", отметил он.
Как говорится в его презентации, в 2020–2021 годах объём размещений (IPO/SPO) российских технологических компаний на закрытых сегодня западных финансовых рынках составил 200,8 млрд рублей.
Читайте также:
Стартапы
В стартапах выросло число женщин–фаундеров
Заместить объём выпадающих инвестиций, как утверждают в ВЭБ, призвана разработанная совместно с Минэкономразвития программа "Инвестиции в технологических лидеров". Она предполагает инвестиции в создание технологических холдингов в наиболее важных направлениях, ориентированные на развитие технологического суверенитета РФ. Одним из таких направлений станут беспилотные технологии. Общий утверждённый инвестиционный лимит, программы составляет 50 млрд рублей, что совокупно с привлекаемым софинансированием должно создать инвестиционный ресурс в объёме не менее 100 млрд рублей.
По оценке эксперта, в области беспилотных технологий сегодня в России актуальны три направления. Это автономное судовождение (включая проект строительства двух грузо-пассажирских паромов катамаранного типа между Сахалином и Приморским краем), беспилотные логистические коридоры (беспилотная автодоставка грузов на трассе М11, уже ведётся в пилотном режиме между Москвой и Петербургом), а также беспилотная аэродоставка грузов.