Размер — это очень, очень важно. Утверждать обратное можно либо по неопытности, либо из вежливости. Тезис о размерах можно применить ко всему, от подгонки костюма до бесконечности, но мы поговорим о спецтехнике. Точнее, о миниатюрной спецтехнике. Ещё точнее — о производстве тех машин, которые косят наши газоны, моют тротуары, чистят снег во дворах и выполняют десятки других операций, с которыми их большие коллеги, может, тоже справились бы, но вряд ли так же эффективно и красиво.
Три детали: фирменный стиль компании разработан в сотрудничестве с дизайнером Русского музея; чтобы собрать один погрузчик, нужно 10 000 операций — от токарной обработки до установки зеркал; "Митраксы" мыли фасады Большого дома на Литейном.
"Митракс", он же ООО "ПО "Вулкан" — первый российский производитель шарнирных мини-погрузчиков. Предприятие-пионер спряталось на огромной территории завода "Электропульт" в промзоне Красногвардейского района. В середине рабочего дня окрестности выглядят совершенно безлюдными. По широким полупустым дорогам изредка проедет грузовик-другой да пара-тройка легковушек. Навигатор не в силах разобраться в сложной системе новых перекрёстков, так что отсутствие трафика очень кстати — ошибку с поворотом не туда можно исправить без серьёзных временных потерь. Но вот всё-таки и нужная проходная. За ней нас ждёт встреча с одним из самых динамично развивающихся предприятий.
Резка и гибка
Безлюдный промышленный пейзаж снаружи резко контрастирует с оживлением внутри. Людей в цеху много, но никто не суетится, у каждого своя задача, которую он сосредоточенно выполняет.
Станок лазерной резки получает металлический лист, из которого через несколько секунд вырежет контуры капота. Это быстро — лист тонкий. А если, к примеру, загрузить туда толстый лист, для изготовления проушин, в которых будут крепиться силовые элементы, то на это может уйти и 3-4 часа, в зависимости от размера детали. Из недр станка выходят уже нарезанные фрагменты, которые рабочие сортируют по назначению: что-то на склад, что-то в дальнейшую обработку.
Например, чтобы согнуть деталь под нужными углами. Гибка — ключевая операция в производстве "Митраксов". Кстати, именно в ней кроется причина запоминающегося "рубленого" дизайна, говорит начальник производства Александр Козлов:
“
"Подавляющее число деталей у нас гнутся. Мы выбрали этот метод, потому что он более экономичный и оперативный по сравнению со штамповкой. Можно спросить — почему же они все такие угловатые? Что же вы не сделаете симпатичное, обтекаемое? Ну, вот сегодня мы выбираем скорость и функциональность производства".
Процесс требует тщательного контроля на всех этапах: металл может отличаться по толщине — и тогда сгибы получатся неправильными. А ещё лист имеет разные упрочнения в зависимости от направления своего выхода из прокатного станка, и это тоже приходится учитывать. Если всё хорошо, то плоская заготовка после лазерного резака сгибается по чертежу в нескольких местах, чтобы стать объёмной. И получается, например, крышка капота. Или узел обшивки. Но не сразу — что-то отправится к сварщикам.
Недавно тут приобрели новый станок — он позволил механизировать абразивную зачистку металла перед сваркой. А самой сваркой частично занимается робот.
Сильный, но лёгкий
В цеху выстроились в ряд несколько готовых и практически готовых машин. Больше всего мини-погрузчик напоминает трактор. Точнее, действующую модель трактора — он очень маленький. И это — его основное преимущество. Во-первых — цена и стоимость обслуживания: компактная машина доступна небольшим предприятиям, которым тоже нужно хозяйствовать, но потребности в полноразмерной технике нет. Во-вторых — способность работать в тесных дворах, на узких тротуарах, на складах, небольших фермах и так далее. В общем, там, где особо не развернёшься в силу естественных пространственных ограничений. И кстати, о разворотах: тут дело уже не только в размере, но и в конструктивных особенностях.
"Митраксы" очень манёвренные и при этом аккуратные, несмотря на свою подчёркнуто брутальную внешность. Она обманчива: шарнирно-сочленённая тяга плюс малый вес позволяют им разворачиваться, например, на газонах, не повреждая благоустройства. То есть и без того компактная машина как бы складывается во время манёвра, и колёса не зарываются в грунт, а плавно отталкиваются от него. Ну и радиус поворота при этом тоже, конечно, уменьшается. У двух выпускаемых моделей — МП 635 и МП 749 — он составляет от 900 до 1000 мм соответственно.
Весят эти погрузчики в стандартной комплектации от 2180 до 2350 кг. В сравнении с итальянскими и финскими аналогами — потяжелее, хотя в старших версиях разницы уже почти и нет. По остальным характеристикам — грузоподъёмность, производительность, габариты — данные у них схожие. Но есть нюанс, который решает практически всё: доступность и цена. Если коротко — то за импортные машины придётся заплатить почти в 2 раза больше и долго ждать доставку. А через некоторое время что-то придумывать с техобслуживанием, ремонтом, поиском комплектующих и запчастей, поскольку это тоже стало проблемой для продукции автопрома из недружественных стран. С "Митраксами" всё проще.
Но, конечно, комфорта в кабине — ровно необходимый минимум. Вот чтобы можно было работать, не замерзая. Хорошей шумоизоляцией "Митракс" тоже не гордится. Гордится функционалом.
Компактность
Сюрприз: производство умещается на 3000 квадратных метров. Коллектив предприятия, включая сотрудников головного офиса, — меньше ста человек. И это отсюда выходят машины, которые отправляются работать по всей России, а некоторые и за рубеж. Косить, мыть, подметать, загружать и разгружать, возделывать землю и даже работать на птицефабриках. Формат мини-погрузчика оказался настолько универсален, что спрос на них растёт с каждым днём. Поэтому должно расти и предприятие. Оно и будет — к следующему году площади удвоятся, помещение для этого уже есть. Объёмы производства тоже должны вырасти пропорционально. Планы кажутся амбициозными, но в этом году уже происходило ровно то же самое — предприятие выросло в 2 раза. Устойчивая динамика как она есть. Технический директор компании Денис Смыслов говорит, что это даже не цель, а неизбежная необходимость:
“
"Сейчас у нас большое количество заказов, и нам на самом деле необходимо это сделать, мы удваиваем производство, удваиваем оборот практически каждый год. Были годы особо стремительного роста, когда мы показывали результаты в 2-3 раза. В этом году мы покажем двойной рост к прошлому году. Но это огромная работа, которая требует колоссальных усилий, начиная от топ-менеджмента, заканчивая рядовыми сотрудниками, которые должны зачастую прыгнуть выше головы".
Пока тут — "два-в-одном": механический и сборочный цеха работают вместе. После расширения их разведут в разные корпуса.
На все случаи жизни
Мини-погрузчики используются практически везде, где есть необходимость в небольшой производительной многофункциональной технике. Её приобретают коммунальные службы и управляющие компании, чтобы посыпать дорожки песком, убирать снег, мыть и подметать тротуары, транспортировать грузы. Городские службы по благоустройству используют мини-погрузчики для посадки кустарников, обустройства газонов, для дорожных работ, формирования ландшафта и мойки фасадов. На стройке эти машины могут мешать бетон, рыть траншеи и убирать территорию. В сельском хозяйстве — культивировать землю, помогать в высаживании растений, заготовке кормов и собственно кормлении. В ландшафтном дизайне — корчевать пни, стричь газоны и сажать деревья. Ну и конечно — склады — поднять, переместить, разгрузить-загрузить — всё, что погрузчику на роду написано.
Много машин для этого не нужно, кстати. Смена профиля решается заменой навесного оборудования. Установил мойку — будет мыть, ковш — грузить. Отвал — сгребать снег. И таких вариантов может быть до сотни.
“
"Много чего можно делать, фактически это тягловая лошадка, которая даёт возможность с помощью навесного оборудования выполнять множество различных функций", — добавляет Александр Козлов, начальник производства.
Ковши, щётки и другое навесное оборудование тоже производят здесь, но его можно приобретать и у сторонних производителей — сцепное устройство у "Митраксов" адаптировано под различные варианты.
Импортозамещение в действии
Универсальность и компактность кажутся концепцией компании. В одном небольшом цеху сосредоточены все основные процессы. Сейчас тут собирают порядка 20-25 машин в месяц. Около 250 за прошлый год. Большая часть погрузчика рождается в этом цеху, хотя что-то, конечно, закупается — например, резина и двигатели. Они белорусские и китайские. Но в целом "Митраксы" более чем на 80% — российские. Что помимо радости за отечественную промышленность даёт дополнительные преференции как покупателю, так и производителю.
“
"После того как мы подтвердили свою "российскость", нашу продукцию стало можно закупать за бюджетные средства. Одновременно это даёт нам право на субсидии. Субсидии Минпромторга очень интересные: мы делаем скидку до 15% , а министерство эти деньги нам возвращает. При стоимости машины 3,5 млн скидка может достигать 500 тыс. рублей. Добавьте сюда еще 10%-ную скидку на лизинг — с ростом ключевой ставки она стала особенно актуальна", — комментирует технический директор Денис Смыслов.
Было-стало
История "Митракса" началась в 2015 году с разработки первого садового трактора Т10 и навесного оборудования для него. Через пару лет модель ушла в серию, и по продажам стало понятно — идею надо развивать дальше. Машина оказалась популярной, а обратная связь показала, что нужно потребителю и в какую сторону развиваться.
“
"У нас с первых месяцев появились вопросы от коммунальных служб: "А как можно купить с кабиной? А с дизельным двигателем? С печкой?.." В итоге доработок мы освоили гидравлику. Но в производстве капотных тракторов очень большая конкуренция. И так мы пришли к формату многофункционального мини-погрузчика. Это очень современное направление. Компаний, которые делают такие машины, в мире не больше пяти", — рассказывает Денис Смыслов.
Сейчас на "Митракс" завершены испытания двух новых моделей погрузчиков. МП 1100 — большая оранжевая машина. С оговоркой — большая по меркам остального модельного ряда. Пока она стоит в цеху и даже без дополнительного оборудования выделяется цветом и размером. Остальные погрузчики — синие и явно покомпактнее. У МП 1100 более высокая производительность и расширенный функционал. Основная фишка — наличие трёх точек крепления оборудования и места для установки накопителя. А ещё здесь отошли от сурового минимализма в обустройстве рабочего места оператора — кабина стала просторнее, кресло получило дополнительные настройки. Обещают, что теперь работать до 12 часов сможет не только машина, но и водитель.
МП 420 — наоборот, ультракомпактен. Если стандартный мини-погрузчик можно использовать на тротуарах и складах, то этот малыш предназначен для ещё более тонкой работы — например, на территории загородного участка или небольшого отеля. Весит он всего 1100 килограммов. Обе модели готовятся к серийному выпуску.
Найти и сохранить
Как и большинство промышленных предприятий, "Митракс" испытывает кадровый голод. Несмотря на хорошие предложения, профессионалов на всех не хватает. А они нужны — в планах выход на серьёзные объёмы экспорта и удвоение производства. Чтобы проиллюстрировать условия труда и настроение коллектива, Денис рассказывает недавний случай: сварщик показал ему струбцины, которые он смастерил из обрезков металла, — полезная в производстве вещь: "Говорит, на прошлой работе он такое потом продавал по 2500 через интернет. И показывает, что у него этих обрезков много и он может сделать такие струбцины и другим сварщикам. Я говорю — слушай, но если хочешь — продавай, всё равно же выбрасывать! А он отвечает, что ему это здесь не нужно, и так хорошо платят, лучше он коллегам поможет. Мне, конечно, как руководителю, это очень приятно было услышать".
Сломать стереотипы
Компактные синие "Митраксы" всё чаще встречаются на петербургских улицах. Город закупил у завода 120 машин, которые стали базовыми на уборке внутриквартальных территорий. Ключевое достоинство кроме размера, позволяющего лавировать между припаркованных автомобилей, — многофункциональность. То есть это не "техника для зимней уборки" или "поливальная машина", а и то, и другое, и ещё она может подметать. Таким образом, "Митраксы" работают круглый год, меняя только навесное оборудование. Но добиться этого контракта, по признанию Дениса, было нелегко — мешало предубеждение против отечественной техники. Сейчас оно ушло.