Ошибочные решения в налоговой политике привели к кризису на российском топливном рынке, из-за которого правительству пришлось временно запретить экспорт нефтепродуктов. Такое мнение выразил глава "Роснефти" Игорь Сечин.
На работу его организации сильно влияет "постоянное изменение системы налогообложения отрасли", говорит Сечин в пресс-релизе о результатах компании за первые три квартала 2023 года.
По его словам, "непроработанное решение по сокращению демпфера" привело к кризису на внутреннем рынке топлива в августе–сентябре, а в октябре Минфин инициировал новые изменения одного из базовых параметров налогообложения в нефтяной отрасли, имеется в виду порядок определения стоимости нефти с налоговыми целями.
В том числе, предусматривалось "экономически не обоснованное снижение прогнозных дифференциалов цены российской нефти к цене на нефть сорта Brent".
Одновременно для налогообложения продолжали использовать нерелевантный для России ценовой индикатор — котировку Brent, игнорируя принципиальные перемены в условиях работы нефтяной отрасли: создание новых направлений поставок российской нефти и подходов к её ценообразованию.
Сечин отмечает: для налоговых целей предлагается применять "виртуальные затраты на фрахт для более не существующих маршрутов поставки российской нефти в Европу", при этом не учитывается стоимость транспорта и иные логистические издержки, затраты на страхование, конверсионные расходы, процентные платежи по привлечённым кредитам.
Также без проведения всестороннего анализа и без обсуждения с отраслью была введена дифференциация цен на газ для различных категорий промышленных потребителей, в условиях повышения налоговой нагрузки на отрасль. Такие нововведения повлекут за собой разбалансирование рынка, создастся дефицит газа для социально значимых отраслей.
В дополнение, рост в газовой сфере налога на добычу полезных ископаемых (объём платежей в следующие три года поднимется на 25%) приведёт к изъятию инвестиционного и оборотного ресурса из отрасли, снизятся возможности для будущего поддержания уровней добычи.
“
"Всё это существенно затрудняет долгосрочное планирование инвестиций и дальнейшую реализацию уже начатых проектов", — говорит Сечин.
На финансовые результаты также плохо повлияло ужесточение денежно-кредитной политики Центробанка. При этом постоянно растёт санкционное давление и появляются новые санкции, которые отрицательно влияют на работу "Роснефти". Но ЦБ так и не сформировал "надёжные маршруты исполнения трансграничных платежей в различных валютах, что затрудняет своевременное зачисление экспортной выручки".
Как писал "Деловой Петербург", в начале февраля Сечин объяснил новый порядок расчётов цен на нефть цитатой из пророка Екклесиаста. Если российская нефть не поставляется в Европу, то и формировать цену на российскую нефть Европа не может. Стоимость нефти сформируется там, куда действительно идут её объемы, уверен Сечин и процитировал Библию: "Кривое не может быть прямым, и то, чего нет, нельзя считать".
Вместе с тем он не увидел поводов для сильного беспокойства из-за скидок на нефть из России и сказал, что рынок способен принять любую коммерческую сделку.
Россия в 2022 году увеличила экспорт углеводородов в Китай до рекордного уровня. "Роснефть", по словам Сечина, обеспечивала 7% потребности Китая в нефти.