Не только собрать шедевры вместе: как создаются выставки-события

Автор фото: Валентин Беликов

В Корпусе Бенуа Русского музея 1 декабря начала работу выставка мастера исторической живописи Василия Сурикова. Масштабный проект приурочен к 175-летию со дня рождения художника и впервые за 90 лет объединяет его знаменитые полотна под одной крышей.

Посетителей выставки ждут более 120 произведений живописи и графики из трёх городов, сыгравших роль в личном и творческом пути художника, — Петербурга (из собрания Русского музея), Москвы (из Третьяковской галереи и частных коллекций) и Красноярска, родины Сурикова. Последний раз Петербург — вернее сказать, Ленинград — видел столь большое собрание картин гения исторической живописи почти 90 лет назад, в 1937 году.
Слово "впервые" звучит рефреном при описании данной выставки, главной выставки года. Впервые за долгое время мы видим полномасштабную выставку, которую можно назвать "весь Суриков". С 1937 года сменились поколения, которые не лицезрели творческое наследие Сурикова в таком полном виде", — описала важность проекта генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
Отреставрированное полотно "Степан Разин" (1906) встречает посетителей в таком виде, как её видел сам художник и его современники
Автор: Валентин Беликов
В первом зале экспозиции гостей встречает шедевр "Степан Разин", который экспонируется после сложной научной реставрации, произведённой специалистами Русского музея. Как выяснилось при снятии картины с подрамника, последний раз полотно реставрировалось в июле 1962 года. Грандиозная картина встречает посетителей в первом зале экспозиции — в таком виде, как её видел сам художник и его современники. Кстати, на изначальном эскизе рядом с Разиным была изображена персидская княжна. Когда Сурикову надоедали вопросы о том, почему её в итоге нет на полотне (очевидно, вспоминая сюжет из народной песни), живописец отвечал, что Разин её утопил, указывая на место на картине, где по воде расходятся круги. Однако, по авторской версии, они — от всплеска вёсел.
За залом с центральной фигурой Степана Разина, в котором представлены также первые пробы кисти Сурикова и его последняя картина "Благовещение", следуют пространства, разделённые тематически. Впервые Русский музей показывает художника как мастера не только исторической живописи, но и религиозной — сюжеты на библейскую тему собраны в отдельном пространстве. В их числе — "Исцеление слепорождённого", произведение, практически не известное широкой публике. Написанное в 1888 году, оно является выражением печали художника от безвременной потери супруги Елизаветы Шаре. В картине читается духовное прозрение Сурикова, обратившегося к религии как к источнику силы и поддержки в безмерном горе.
Автор: Валентин Беликов
Отдельный зал занимают эскизы и полотно "Боярыня Морозова" — одна из жемчужин Государственной Третьяковской галереи. Работая над этим сюжетом, Василий Суриков стремился найти прототип для каждого персонажа: в монастырях, на кладбищах и рынках. А потом просил подолгу стоять на морозе, добиваясь подлинности и выразительности в набросках. Образы с картины являются поистине собирательными портретами целых явлений русской жизни.
"Боярыню Морозову" Суриков писал, вернувшись из зарубежных путешествий и после продажи коллекционеру Третьякову двух своих произведений. И очевидно, что, обладая средствами, он купил для своего нового творения очень дорогие и качественные пигменты. Посмотрите, в голубой шубе склонившейся боярыни — натуральный ультрамарин. Мы отчётливо видим приметы творческой самоотдачи замечательного, ни на кого не похожего живописца", — рассказывает первым гостям выставки Григорий Голдовский, и.о. заместителя генерального директора Русского музея по научной работе, один из кураторов выставки.
Ярко звучит в творчестве Сурикова тема родной ему Сибири. Как признавался художник, она воспитала в нём идеалы исторических типов и дала дух, силу и здоровье. Теме края героев посвящён отдельный зал, в котором представлены известные полотна "Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем", "Меншиков в Берёзове".
Авторы выставки органично вплели в классический облик экспозиции предметы из богатого собрания народного прикладного искусства Русского музея, помогающие убедиться, как точно совпадал взгляд Сурикова с действительностью, которую он писал.
"Переход Суворова через Альпы" (1899)
Автор: Валентин Беликов
В четвёртом пространстве представлены картины художника, которые обрели наибольшую популярность: "Переход Суворова через Альпы", "Взятие снежного городка". По словам Аллы Маниловой, ещё одним новшеством выставки стала мультимедийная реконструкция маршрута перехода великого полководца через Альпы, дополняющая историческое полотно. Василий Суриков и сам побывал в Швейцарии для соблюдения достоверности пейзажного фона. Однако для большей выразительности всё же отступил от исторической правды: художник Василий Верещагин отмечал, что при спуске по склону солдаты отомкнули бы штыки от оружия, да и конь не подошёл бы так близко к обрыву. Но столь яркая и эмоциональная передача образа не могла не полюбиться публике.
Кураторы экспозиции надеются, что маленьких зрителей увлечёт созданная специально для выставки мультимедийная игра по мотивам полотна "Взятие снежного городка". Эта яркая картина отличалась от прежних творений Сурикова и ознаменовала возвращение к творчеству после смерти любимой жены.
Автор: Валентин Беликов
И вновь "впервые" — Русский музей показывает Сурикова не только как гения композиции и исторической картины, но и как мастера графики. Наследию художника, которое крайне редко демонстрируется публике, посвящён особый раздел выставки. Также частью экспозиции стал уникальный просветительский зал, где специалисты музея ежедневно будут готовы рассказать посетителям, как в полной мере познать наследие и важность фигуры Василия Сурикова для русской и мировой культурной традиции.
Эпицентром просветительского зала стало генеалогическое древо Суриковых — Кончаловских — Михалковых, которое Русский музей получил от режиссёра Никиты Михалкова на время выставки. "Я уверена, что этот экспонат будет интересен для изучения, поскольку способен наглядно представить нашу российскую историю в лицах и фамилиях", — добавила Алла Манилова.
Выставка продлится до 13 мая 2024 года. Генеральным спонсором проекта стал Банк ВТБ, который традиционно поддерживает выставочные проекты Русского музея. По словам Аллы Маниловой и старшего вице-президента Банка ВТБ Юрия Левченко, в 2024 году при поддержке финансовой организации готовятся новые сенсации и крупные события: одним из них станет феноменальная по масштабу выставка Карла Брюллова, посвящённая 225-летию со дня рождения художника.