Звонить с мобильного телефона на стационарный станет дороже. "Ростелеком", через инфраструктуру которого идут такие звонки, хочет поднять тарифы на интерконнект.
Минцифры РФ предлагает увеличить на 10% стоимость услуг по пропуску зонового трафика. Соответствующий проект приказа ведомства находится на стадии общественного обсуждения. Из пояснительной записки к документу следует, что инициативу предложила компания "Ростелеком", которая и оказывает эти услуги.
В России с давних времён сохранилось деление сетей операторов на три вида. Первые — местные, которые работают внутри одного населённого пункта, вторые — междугородние и международные, третьи — зоновые. Как объясняет директор Ассоциации телекоммуникационных операторов (АСТО) Алексей Леонтьев, зоновые звонки совершаются внутри одного региона, но из разных населённых пунктов. В этом случае трафик пропускается через зоновый узел связи. Это касается прежде всего соединения между мобильным и стационарным телефонами.
"Например, кто–то звонит с условного “МегаФона” на номер “Ростелекома”. Чтобы этот звонок состоялся, нужно, чтобы “МегаФон” на зоновом и на местном уровне соединился с “Ростелекомом”. То есть он платит за приземление трафика. Если с “Ростелекома” кто–то звонит на “МегаФон”, соответственно, платит “Ростелеком”", — поясняет эксперт.
Повышение тарифа на 10% коснётся прежде всего мобильных операторов. Но Леонтьев считает, что существенного влияния на рынок это не окажет. "По сравнению с остальными вызовами для операторов — это небольшая история. “Ростелеком” пытается поднять тариф, скорее всего, из–за снижения трафика на телефонии и уменьшения количества абонентов. Чтобы не перекладывать рост тарифов на абонентов, он хочет повысить цены на зоновое соединение", — поясняет он.
"Ростелеком" — государственный оператор, который может поднять тарифы только после согласования с регулирующими органами. Обычно это Минцифры и ФАС. Именно поэтому сформирован проект приказа. А вот мобильные операторы спокойно могут переложить стоимость интерконнекта на абонентов, полагает генеральный директор "Комфортел" Дмитрий Петров.
"Я думаю, компания хочет покрыть снижение доходов от телефонии. Сейчас людей, которые пользуются стационарными телефонами внутри регионов и внутри страны, становится всё меньше. И ещё меньше тех, кто совершает международные звонки. При этом оператору всё равно нужно поддерживать хорошее состояние своего оборудования, обновлять его, а теперь ещё и импортозамещать. Кроме того, нужно оплачивать работу инженеров, которые это оборудование настраивают и проверяют", — добавил он.
"Как ни парадоксально, из–за сложившейся системы телефония у нас фактически регулируется государством, а не рынком. И есть ещё один нюанс — если повышать тарифы на звонки с мобильных телефонов на стационарные, то люди перестают пользоваться стационарными телефонами, что опять приводит к снижению абонентской базы и доходов", — заключает в свою очередь Леонтьев.