Не первый раз в течение одного дня Госдума сразу во всех чтениях принимает законы, эффективность которых неочевидна и спорна. Но реальность такова, что уже до конца года вступит в силу запрет на использование смартфонов в школах.
Учителя давно критикуют современные технологии: дескать, дети вместо учёбы на уроках отвлекаются на соцсети. Родители, как преподносится, тоже массово выступают за запрет. В самом деле, зачем им подыскивать слова, чтобы объяснить своему чаду, почему его одноклассник ежеквартально меняет один флагманский смартфон на другой, а он много лет вынужден пользоваться бюджетной китайской моделью?
Но между строк так и сквозит пара–тройка истинных причин запрета. Чиновники из Минобра, например, уже намекнули, что в современном мире научить чему–то без гаджетов — это путь в ретроградный Меркурий. А значит, понадобятся смартфоны, которые, напротив, нельзя будет выносить из образовательных учреждений. А для этого школы можно заставить их закупить. Да ещё и российской сборки и на российском же ПО.
Для сохранения возможности связи с родителями дети, например, смогут воспользоваться таксофонами: монополисту аналоговой связи выделят субсидии на установку таких аппаратов в каждом образовательном учреждении.
Конечно, активными проповедниками запретов остаются учителя. Некоторые из них, как говорят, даже смастерили особые ящички, в которые дети при входе в кабинеты уже сейчас складывают свои смартфоны. Действительно, как объяснять поступок Наташи Ростовой, когда ребёнок отвлекается на лайки и классы. Но здесь видится и другая причина: школа давно мечтает минимизировать постоянную связь с внешним, родительским миром.
Конечно, нынешние учителя не ругаются матом и не занимаются рукоприкладством. Но с упрямой регулярностью в интернет выкладываются видео, сделанные школьниками на уроках. А запрет выноса сора из избы пропагандировал даже Лев Толстой: ну не любят современные школьные управленцы, когда родители начинают их критиковать и противодействовать образовательным процессам. Опять же с учителей снимется дополнительная нагрузка — изучать поведение подопечных в соцсетях и готовить докладные записки на имя директора, если уклон увлечения окажется каким–то противоречивым.
Вот и остаётся единственно известный и пока ещё эффективный способ: всегда проще запретить, чем тратить эмоции на воспитательный процесс.