Умные технологии стали доступнее — и постепенно привлекают всё большую аудиторию. При этом лидеры продаж всё же немного корректируются. Кто задаёт тренды на этом рынке, как будет развиваться интернет вещей и за какими устройствами будущее — узнали у экспертов.
Системы "умного дома" становятся не так экзотичны для россиян в том числе благодаря их большему проникновению и популяризации строительной отраслью. Особенно данный тренд характерен для Москвы и Петербурга, где растёт число проектов с элементами домашней автоматизации. Так, если по состоянию на март 2023 года в Северной столице было 17 умных новостроек, внесённых в реестр "Единого ресурса застройщиков" (ЕРЗ), то к декабрю их количество выросло до 26. В сегменте апарт-отелей процесс автоматизации движется ещё более быстрыми темпами — поскольку позволяет повысить привлекательность объектов для арендатора.
Если говорить про потребителя, то здесь многое решает вопрос приоритетов в части цены и ценности, замечает директор по маркетингу компании REDMOND Алексей Сапин. "Исследования показывают, что заплатить больше за возможность управления прибором со смартфона с последующей интеграцией бытовых приборов в систему умный дом готовы только 10% населения. Хотя для 54% это в принципе привлекательно, но доплачивать за smart-технологии прямо сейчас готовы далеко не все", — говорит эксперт.
Больше комфорта
Подтверждают это и данные опроса ВЦИОМ, опубликованные в мае 2023 года: всего 28% россиян применяют умные девайсы с разной периодичностью. Портрет типичного пользователя, выведенный аналитиками: россиянин 25-34 лет (45%), с высшим или неоконченным высшим образованием (39%) и хорошим материальным положением (37%), проживающий в одной из столиц — Москве или Петербурге (42%). Что касается самых популярных устройств — это робот-пылесос (58% респондентов дали такой ответ), умная колонка (44%), smart-TV (12%).
Впрочем, более активному проникновению подобных элементов в повседневную жизнь способствует их активное продвижение со стороны производителей и ретейлеров. Так, появляются специализированные демо-зоны, шоурумы и даже целые магазины, где концепция умного дома разложена для потребителя по полочкам — как в прямом, так и переносном смысле. Человеку демонстрируют все возможные сценарии использования девайсов, доказывая, что пользоваться smart-устройствами не так сложно. А вот жизнь они приятно упрощают. И такой подход даёт позитивный результат.
"По итогам 10 месяцев 2023 года в М.Видео-Эльдорадо в Санкт-Петербурге более чем в 1,5 раза в количественном выражении увеличились продажи устройств для организации умного домашнего пространства. Среди драйверов спроса: усиление тренда на цифровизацию домашнего пространства, стремление сделать его безопаснее и энергоэффективнее, доступность и увеличение ассортимента российскими брендами, в том числе устройств на базе протокола ZigBee", — рассказали в пресс-службе компании.
Ранее в ноябре группа "М.Видео-Эльдорадо" обнародовала результаты собственного исследования, касающегося отношения россиян к системам умного дома. Подавляющее большинство респондентов (89%) отметили, что соответствующие девайсы делают их жизнь более комфортной и экономят время при выполнении повседневных задач. Также 84% опрошенных сделали акцент на повышении уровня безопасности. И 48% считают, что установка и настройка smart-элементов проста, не требует специальных технических знаний.
Применение гаджетов экономит и силы, позволяя более продуктивно использовать свой физический (и эмоциональный) ресурс владельцу, который доверяет рутину умной технике. Речь прежде всего об элементах управления бытом, говорит Алексей Сапин. В эту категорию он относит устройства для приготовления еды, уборки, включения-выключения света. Именно такая продукция пользуется повышенным спросом, уточняет эксперт. В линейке smart-устройств REDMOND более 100 высокотехнологичных умных приборов, которые могут как использоваться отдельно, так и интегрироваться в экосистему. Компания постоянно изучает меняющиеся предпочтения потребителя, чтобы расширять линейку продукцией под актуальные запросы.
А наблюдения здесь достаточно интересные.
Да будет свет
В офлайне и онлайне наблюдаются приблизительно схожие тренды, демонстрируют данные игроков рынка.
"В России широко распространены умные колонки с голосовым помощником, через которые осуществляется агрегация устройств и управление умным домом. Рынок колонок с помощником показывает 2-3-кратный рост по рынку год к году, — комментирует ситуацию пресс-служба Wildberries. — Умный дом перестаёт быть прерогативой специалистов и энтузиастов, становится массовым продуктом".
Аналитики маркетплейса сравнили продажи товаров этой категории по России ноябрь к ноябрю в 2022-м и 2023-м: системы умного дома показали рост +130%, пульты для умного дома — +51%. По Петербургу за 11 месяцев 2023 года системы умного дома дали +140% по продажам в сравнении с аналогичным периодом в 2022 году.
"Среди умного оборудования наибольшим спросом пользуются лампочки, розетки, приборы управления, датчики безопасности и IP-камеры, — уточнили в пресс-службе "М.Видео-Эльдорадо". — Спрос на умные колонки в обеих сетях в январе-октябре в Санкт-Петербурге увеличился в 2 раза к тому же периоду прошлого года. Этому способствует расширение и стабильное наличие устройств под разные запросы, развитие сценариев использования и возможностей голосовых ассистентов, популярность колонок в качестве подарков, растущая популярность экосистем российских компаний — "Яндекс", VK и Sber. Наиболее активен спрос в базовом сегменте до 5 тыс. рублей и флагманских моделей".
Вообще же умный дом как концепция по-разному воспринимается у нас и за рубежом, отмечает Александр Епишкин, к. т. н., доцент кафедры строительной физики, электроэнергетики и электротехники СПбГАСУ. "За границей это в первую очередь средство для экономии ресурсов, прежде всего электроэнергии и тепла, и только во вторую — средство для повышения комфорта". Исследователи подсчитали, что экономия энергоресурсов благодаря системам умного дома может доходить до 20-30%. Что также сокращает и траты на оплату коммунальных услуг владельца этих девайсов. Возможно, именно потому, что данные устройства воспринимались ранее как "статусная вещь" и не получали широкого распространения, данный момент ушёл на второй план. Но ситуация меняется благодаря снижению средней цены устройств (по разным данным, до 35% год к году), появлению экономсегмента и расширению ассортимента в целом.
Правда, ещё одним фактором торможения более массового применения smart-девайсов является внутренний барьер у пользователей. Его можно назвать "технический стыд" или "страх", говорит Алексей Сапин. Это когда человек боится нового и не решается пойти на риск. Его одолевают сомнения, что в итоге он не сможет осилить навыки использования того или иного гаджета-новинки или настроить ту или иную технологию. По наблюдениям специалистов компании REDMOND, это свойственно разным возрастным категориям. Однако эксперты отмечают позитивные сдвиги: потребитель проявляет всё больший интерес к предложениям рынка smart-устройств.
Но опять же на это работает несколько факторов.
Всё в экосистему
Во-первых, технология connectivity, которая и лежит в основе умного дома, становится более массовой и более востребованной, потому что и ассортимент больше, и цены на саму технологию ниже, говорит директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. "И это нормально, потому что когда какая-то технология выходит на рынок, она сначала должна себя окупить. Вспомним историю с жидкокристаллическими телевизорами. Сначала это был предмет роскоши, а теперь массовый продукт. С умным домом мы тоже видим этот тренд — что также толкает и развитие рынка вперёд", — замечает собеседник "ДП".
Выбор тоже становится больше, поскольку на ретейл-сцену выходит больше российских и китайских компаний, производители из других дружественных стран тоже предлагают свою продукцию, но в меньших объёмах. "Вместе с этим увеличивается конкуренция, снижается средняя стоимость устройств, расширяется их ассортимент. Да и сами устройства становятся понятнее и проще для покупателей", — уточняют в пресс-службе Wildberries.
Так, в REDMOND рассказали, что в 2023 году выпустили собственное мобильное приложении для управления устройствами от международного бренда. Помимо того что это позволило решить проблему зависимости от заграничных разработчиков, был расширен список доступных опций и сервисов. За счёт этого компания помогает улучшить пользовательский опыт своих клиентов. Так, с помощью одного приложения можно управлять всеми умными устройствами данной марки, вне зависимости от года их выпуска. В нём размещены не только программы лояльности, но также база рецептов для кухонной техники, служба поддержки и многое другое, что облегчает путь к "смартизации" жилого пространства, по мнению производителя.
"Всё должно максимально упрощаться, — говорит Алексей Сапин. — Нужен единый центр управления, к которому будет подключаться всё: от шлагбаумов до мультиварок и чайников. Но только тогда, когда любому человеку станет максимально просто и интуитивно понятно, как это работает, — процесс начнёт развиваться с небывалой скоростью. Поэтому в нашем новом приложении реализованы адаптированные под российского пользователя IT-решения, максимально дружественные потребителю. Наши умные приборы через приложение R4S REDMOND уже сегодня работают с наиболее популярными голосовыми помощниками Алиса и Маруся".
Однако процесс активного проникновения в нашу жизнь smart-устройств уже на полном ходу. "Мы наблюдаем тенденцию к унификации и стандартизации товаров для "умного дома". Так, например, появился единый протокол Matter, о поддержке которого заявили все крупнейшие производители. Таким образом, покупатель перестаёт быть привязанным к экосистеме одного бренда-производителя и может легко управлять устройствами и сценариями в удобном для него приложении (SmartThings, Google Home, "Yandex Умный дом" и т. п.)", —отметили в пресс-службе Wildberries.
Здесь Алексей Сапин отметил, что, понимая эту логику, практически все производители умной бытовой техники пытаются интегрировать свои приборы с наиболее популярными голосовыми помощниками. И конечно, развивают собственные цифровые платформы для управления smart-девайсами.
"Основной тренд всё-таки заключается как раз в этой общей соединяемости устройств в экосистему, которая позволяет управлять и светом, и кондиционированием, и отоплением, и развлечениями (любой аудиовизуальный контент), и доступом к информации, и безопасностью (сигнализации, климат-контроль и т. д.). То есть я думаю, что всё идёт к тому, чтобы делать экосистему более полной и взаимосвязанной между собой. К ней будут присоединяться всё новые и новые устройства, разные системы, предлагая новые функции для повышения комфорта и безопасности", — резюмирует Антон Гуськов.