Банк России в пятницу, 15 декабря, огласит решение по ключевой ставке, которое, по прогнозу практически всех экспертов, станет положительным. В том смысле, что ставка будет повышена. Скорее всего — на 100 базисных пунктов. Но есть аналитики, которые прогнозируют и 200 б. п. Для экономики в этом положительного мало. Но Центробанк отвечает не за экономический рост, а за инфляцию, ради подавления которой ростом готов и пожертвовать.
В предыдущие дни текущей недели решения по ставкам принимал ряд других центробанков. Большинство из них, а именно Федеральная резервная система США, Европейский центробанк, Банк Англии и Банк Швейцарии, сохранили свои ставки на прежних уровнях. Повышением ставки отметился норвежский центробанк, а понижением — бразильский.
В первые месяцы 2024 года участники финансовых рынков ожидают от мировых регуляторов сохранения ставок на достигнутых уровнях. Которые, кстати, весьма высоки — в США, к примеру, базовая ставка находится на максимуме более чем за 20 лет. А затем прогнозируется начало цикла понижения. Такая перспектива вызывает приливы эйфории у игроков фондового рынка. Американский фондовый индекс Dow Jones Industrial Average 13 декабря, в день заседания Федрезерва по ставке, достиг абсолютного исторического максимума на уровне 37 090,24 пункта. Индексу широкого рынка S&P 500 до покорения аналогичной вершины осталось чуть больше 2%.
Российскому индексу Мосбиржи и его долларовому отражению, индексу РТС, до максимумов далеко. Их подъёму мешают, разумеется, не только уровень и динамика ключевой ставки. Но и они тоже. Между прочим, из всех перечисленных выше стран в России ставка самая высокая — 15% годовых. А с 18 декабря станет, если верить прогнозам, ещё выше.
Вполне возможно, что инфляция даст о себе знать в следующем году и в других странах. Некоторые экономисты допускают, что после нескольких шагов по снижению ставок центробанки США и Европы, да и их коллеги из других стран обнаружат новый всплеск потребительских цен и вынуждены будут вернуться к ужесточению денежно–кредитной политики. Это чревато новым замедлением экономик, вплоть до рецессии. Россию всё это заденет через обвал сырьевых цен, который ударит по доходам экспортёров и бюджета. Тогда 2023 год все будут вспоминать как период благоденствия, и только специалисты по экономической истории будут интересоваться, какой из центробанков закончил поднимать ставку раньше, а какой — позже.