Палата по патентным спорам приступила к рассмотрению требования Apple об аннулировании патента на определённый телефон. Об этом сообщает РБК.
Результат спора способен отразиться на исходе судебного дела, по которому от Apple требуют 295 млрд рублей. Палата рассматривает дело российской "дочки" Apple — "Эппл Рус". Предмет спора — патент на смартфон с экстренной связью. Apple считает необходимым признать патент недействительным: компания считает, что в нём отсутствует новизна и он является повтором международных патентов американской фирмы.
Дело касается патента на модель, полученного в 2013 году предпринимателем Арташесом Икономовым. Он и Apple судятся из-за данного патента на протяжении нескольких лет. В суд обратился Икономов (ещё в 2019 году), прося запрета для Apple на продажу "Айфона" с функцией "Экстренный вызов–SOS". По мнению истца, ответчик нарушает его исключительные права тем, что незаконно использует модель по его патенту.
Икономов потребовал обязать Apple прекратить продажу подобных мобильных устройств. Суд отказал. В дальнейшем Верховный суд также не стал удовлетворять его требования.
В том же 2019 году российская "дочка" Apple обратилась в Роспатент, настаивания на признании патента Икономова на полезную модель недействительным в России, и получила отказ. Оспорить решение в Суде по интеллектуальным правам ей не удалось.
Икономов снова обратился в суд, требуя признать нарушение его исключительных прав на полезную модель и взыскать с компании компенсацию в размере 295 млрд рублей. Он настаивал, что модели iPhone 5S, iPhone 7, iPhone 8, iPhone X, iPhone XR, iPhone SE, iPhone 11 и iPhone 12 с функцией "Экстренный вызов — SOS" используют без его согласия все признаки его полезной модели.
Суд в 2022 году ему отказал, он подал апелляцию.
В случае признания патента на полезную модель Икономова недействительным, появится основание для отказа в удовлетворении его требований в суде, отмечает юрисконсульт практики интеллектуальной собственности юридической компании ЭБР Игорь Чувствинов.
У полезных моделей есть единственный критерий охраноспособности — новизна, добавляет патентный поверенный, управляющий партнер компании "Зуйков и партнеры" Сергей Зуйков. по его словам, до 2014 года экспертизы не проводились, различные заявители получали патенты на бутылки и сигареты, после чего "кошмарили" рынок из-за малейшего намёка на возможные нарушения их прав.
Зуйков полагает, что сумма в 295 млрд рублей является чрезмерным требованием, которое способно указывать на то, что Икономов может быть "патентным троллем" — то есть тем, кто сам не производит продукт со своим техническим решением, и старается получить деньги с реального производителя. В данном случае неясны основания для размера компенсации.
Как объясняет Сергей Зуйков, стандартный объём лицензионного платежа – 5–10% от цены товара, который продаётся с использованием прав на патент. У "Эппл Рус" в России в 2022 году оборот был 85 млрд рублей, за год лицензия могла бы составить 8,5 млрд рублей, а, учитывая исковую давность, 25–30 млрд.