Рыночные цены на моторное топливо в России в 2023 году достигали как абсолютного минимума, так и абсолютного максимума. Власти и ранее постоянно вмешивались в работу этого рынка, но теперь реагировать приходилось быстрее. Иногда регулирующее воздействие помогало остановить стремительно растущие цены, но бывало и наоборот.
Резкого скачка цен в рознице в 2023-м удалось избежать, к концу года бензин и дизельное топливо по сравнению с январём 2023-го подорожали всего на пять с небольшим процентов. В оптовом же звене ситуация развивалась динамичнее, разброс цен в течение года достигал двукратного размера.
В конце января 2023 года на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) был установлен абсолютный минимум цены 92-го бензина — 32 861 рубль за тонну, а в начале сентября был зафиксирован абсолютный максимум — 70 372 рубля за тонну. И такие колебания объяснялись вовсе не дисбалансами спроса и предложения.
Сначала разгон цен…
Находясь на минимальных значениях в начале 2023 года, весной цены вдруг поползли вверх. В марте бензин АИ-92 торговался на бирже в районе 45 тыс. рублей за тонну, в апреле уже 47 тыс. В мае его стоимость достигла 52 тыс. рублей и продолжила рост вплоть до осени. Середина года — традиционно напряжённый период для российского рынка нефтепродуктов — спрос из-за начала уборочной кампании растёт, предложение, наоборот, падает, так как в это время идут ремонты на НПЗ. Но пики 2023 года были связаны не только с сезонными факторами.
В апреле власти предложили вдвое сократить так называемые демпферные выплаты нефтяникам. Их игроки рынка получают с 2019 года. Само по себе слово "демпфер" означает устройство для гашения или предотвращения колебаний, возникающих в машинах, приборах, сооружениях и т. д. при их работе. В российском нефтяном комплексе демпфер работает следующим образом: если цены на нефтепродукты на мировом рынке высокие и выгоднее отправлять топливо на экспорт, чем продавать внутри страны, то государство смягчает эту разницу за счёт выплат нефтяникам, чтобы те не повышали внутренние цены. В обратной ситуации, когда экспорт становится невыгоден, уже нефтяники делятся сверхдоходами, полученными в России с государством.
В 2022 году расходы бюджета на сглаживание стали резко расти. По данным Минфина, за 2022 год они составили почти 2,2 трлн рублей, что втрое выше, чем в 2021-м. Рост расходов в прошлом году объяснялся высокими мировыми ценами. За 9 месяцев 2023 года нефтяники получили от государства более 1 трлн.
Наряду со скачком мировых цен произошла разбалансировка и самого демпферного механизма после введённых западными странами эмбарго и потолка на российскую нефть. Стало непонятно, как рассчитывать демпферные выплаты, которые базируются на котировках Urals на западных рынках. Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что формула расчёта потеряла актуальность. "Разницу при высоких ценах на Западе мы компенсировали из бюджета, — говорил в апреле 2023 года министр (цитата по Интерфаксу). — Сейчас западных рынков нет. Стоимость нефтепродуктов на западных рынках считалась от стоимости нефти сорта Urals, сейчас с Urals тоже непонятно, какой там дисконт, как правильно считать. Поэтому в настоящее время демпфер по сути дела идёт в маржу нефтепереработчиков".
Поэтому в середине июля был принят закон о двукратном сокращении демпферных выплат. А само сокращение начало действовать с 1 сентября 2023 года. Рынок на такое решение отреагировал скачком цен, которые как раз к сентябрю достигли пика.
…потом торможение
Такой сценарий развития событий вынудил правительство снова вмешаться в рыночное ценообразование. Оно свелось к тому, что 21 сентября власти полностью запретили экспорт бензина и дизельного топлива.
Очевидно, что после двукратного сокращения демпферных выплат экспортировать топливо стало экономически выгоднее. Но главное — активизировались спекулянты. Они покупали топливо на российской бирже и продавали за границей. Это было выгодно, ведь в августе цены на эталонные сорта нефти выросли на 14 %. В России же именно тогда началось сильное падение рубля. К августу рубль по сравнению с началом года снизился к доллару на треть.
Запрет на экспорт сработал. Цены на бирже стали падать, предложение топлива на российском рынке увеличилось. Через 2 недели были сняты ограничения на экспорт дизельного топлива по трубопроводам в морские порты, а через 2 месяца — был отменён запрет на экспорт сначала бензина, а потом и дизельного топлива.
Перекрывать этот экспортный кран надолго не имело смысла. Во-первых, Россия производит дизельное топливо с большим запасом. По данным БКС, страна отправляет на экспорт примерно половину всего произведённого дизеля. Запрет экспорта мог спровоцировать остановку нефтеперерабатывающих производств. Во-вторых, поступления от экспорта обеспечивают существенную часть доходов российского бюджета.
Но прежде чем вернуть экспорт, власти отменили своё летнее решение о сокращении демпферных платежей. С октября выплаты возобновились в полном объёме. В итоге половинчатые выплаты от государства нефтяники получали всего 1 месяц.
Планы на 2024 год
Но на этом регулирование не закончилось. Демпфер хоть и возвращён полностью, но с определёнными оговорками. Согласно принятому в ноябре закону, получив в 2023 году выплаты, нефтяные компании в январе 2024–го заплатят повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Кроме того, будет повышен НДПИ на конденсат для "Газпрома", а также сокращены выплаты по демпферу для НПЗ, которые поставляют на внутренний рынок менее 40 % от произведённого топлива.
Вернулись власти и к идее донастроить формулы расчётов стоимости российской нефти на мировых рынках. Этот показатель крайне важен для налогообложения нефтяной отрасли. Ведь на его основе не только высчитывается, сколько нужно перевести по демпферу, — государство исходя из мировых котировок считает НДПИ. А этот налог — системообразующий для российского бюджета.
Раньше для расчёта НДПИ использовались внебиржевые котировки на Urals. Эти данные Минфин получал от агентства Argus, которое в свою очередь исходило из цен на сорт в северо-западных и южных портах Европы (так называемый базис CIF — Cost, Insurance and Freight, — то есть цена с учётом расходов на перевозку и страхование). C 1 января 2024 года в связи с эмбарго Argus перестанет публиковать эту котировку. Поэтому Минфину понадобились новые базисы для расчётов налога.
Как пишет Интерфакс, решено, что цена Urals для расчёта налогов будет выбираться как максимальная из трёх — Brent с определённым дисконтом, котировка Urals в российских портах, а с 2025 года ещё и котировка Санкт-Петербургской биржи. Каким будет примерный дисконт цены Urals к Brent, власти уже прикинули. Прогноз на 2024 год — $15, на 2025–й — $10, на 2026–й — $ 6.
Это, кстати, куда меньше, чем в 2023 году. С апреля НДПИ платится исходя из дельты $ 34 за баррель в апреле, $ 31 — в мае, $ 28 — в июне, $ 25 с июля и $ 20 — с 1 сентября.
Реакция нефтяников на все изменения была довольно сдержанной. Впрочем, под конец года своё отношение к действиям регуляторов высказал глава "Роснефти" Игорь Сечин. "Ошибочные решения в налоговой политике привели к кризису на российском топливном рынке, из-за которого правительству пришлось временно запретить экспорт нефтепродуктов", — цитирует Сечина "Роснефть" в пресс-релизе о результатах компании за первые три квартала 2023 года. По его оценкам, "непроработанное решение по сокращению демпфера" привело к кризису на внутреннем рынке топлива в августе–сентябре, а в октябре Минфин инициировал новые изменения одного из базовых параметров налогообложения в нефтяной отрасли. Здесь имеется в виду порядок определения стоимости нефти при расчёте НДПИ.
"Для налогообложения продолжали использовать нерелевантный для России ценовой индикатор — котировку Brent, игнорируя принципиальные перемены в условиях работы нефтяной отрасли: создание новых направлений поставок российской нефти и подходов к её ценообразованию", — говорится в сообщении "Роснефти".
О том, что методика расчётов устарела, Сечин говорил и в начале года. "Если российская нефть не поставляется в Европу, то и формировать цену на российскую нефть Европа не может. Стоимость нефти сформируется там, куда действительно идут её объёмы", — считает глава "Роснефти".
Скорее всего, к словам Игоря Сечина прислушаются, а значит, в скором времени нефтяной рынок ждёт новая волна регулирования, а формулы налогов — пересчёт.
Новые правила
2023 год стал периодом масштабной перестройки мирового топливного рынка. Изменились маршруты поставок, появились новые игроки, возникло множество регуляторных ограничений, ломающих процессы рыночного ценообразования. Российским властям приходилось активнее, чем в прошлые годы, вмешиваться в работу топливного рынка, параллельно заботясь о наполнении федерального бюджета. Из-за этого в течение года несколько раз приходилось менять законодательство, переписывать заложенные в законах формулы расчёта налогов. Биржевые цены реагировали нервно.
Впрочем, цены на АЗС практически,не заметили этих колебаний. Во многом это связано с тем, что на рынке почти не осталось независимых игроков, а работать с крупными вертикально интегрированными компаниями, используя методы кнута и пряника, власти давно научились.
Есть надежда, что в 2024 году рынок будет работать по более стабильным правилам, поскольку процесс перестройки, как представляется сейчас, в конце 2023 года во многом завершён. Впрочем, делать прогнозы — дело неблагодарное. Слишком много неизвестных.