Более 30 крупных и малых промышленных предприятий Петербурга стали участниками проекта промышленного туризма. Представители заводов разработали новые экскурсионные маршруты, направленные на продвижение российской промышленности и отечественных брендов, а также профориентации студентов и школьников.
Всего в Петербурге появилось более 120 новых продуктов в сфере промышленного туризма, рассказали "ДП" в городском комитете по развитию туризма. Новые маршруты уже оценили представители 78 туроператоров. Из них 37 организаций разработали 121 продукт с маршрутами промышленного туризма. Часть из них размещена на официальном туристском портале Visit-Petersburg, где создан специальный раздел, посвящённый промышленному туризму. А в социальных сетях разместили видеоролики о посещении петербургских предприятий с отзывами.
Интерес к посещению заводов Петербурга растёт, отметили в городском туристско-информационном бюро. Так, за 6 месяцев 2023 года Императорский фарфоровый завод посетило столько же экскурсантов, сколько за весь 2022 год. А число посетителей завода "Армалит" за 9 месяцев в полтора раза превысило итоги предыдущего года. "Наибольшей популярностью пользуются предприятия пищевой промышленности и потребительских товаров", — поделились в бюро. Интересно, что для этого проекта характерна стабильная вовлечённость, которая не зависит от сезонности, добавили там.
В программе участвуют такие предприятия, как "ОДК-Климов", верфи Объединенной судостроительной корпорации, "Гознак", Пролетарский завод, порт "Бронка", Петродворцовый часовой завод "Ракета", пивоваренный завод "Балтика", Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени С.М. Кирова, предприятия Музея-аптеки Пеля, Кировский завод, производитель новогодних украшений "Ленигрушка", винно-коньячный завод "Дагвино".
В 2024 году свои туристские продукты планируют разработать ещё 16 организаций, которые принимают участие во Всероссийской акселерационной программе "Открытая промышленность". Кроме заводов в потоке обучения принимают участие также представители вузов и колледжей. Таким образом, в Петербурге подали заявки пять заводов, в том числе производители пищевой продукции, восемь туроператоров, научно-исследовательская организация в области архитектуры, колледж, госучреждение.
Петербург с 2022 года входит в список 30 пилотных регионов Всероссийской акселерационной программы, где развивается промышленный туризм. С каждым годом всё больше заводов и фабрик открывают свои двери для туристов, школьников и студентов. Если в 2022 году отечественные предприятия посетили более 800 тыс. экскурсантов, то за первое полугодие 2023 года их количество уже превысило 600 тыс. Всего в текущем году в программу планируется вовлечь 65 регионов и 500 новых предприятий.
В свою очередь, правительство Петербурга намерено интегрировать посещение предприятий в программу школьного образования, чтобы помогать решать кадровые вопросы в перспективе. Как подсчитали аналитики "Турбарометра Санкт‑Петербурга", в минувшем году самым популярным объектом туризма у детей стало старейшее судостроительное предприятие города Адмиралтейские верфи. В топ-6 также вошли фабрика "Ленигрушка", Обуховский завод, кондитерская фабрика Самойловой, завод "Русские самоцветы" и стеклодувная мастерская на базе Музея художественного стекла.
Кроме того, промышленный туризм — это возможность разнообразить путешествие в Петербург и увидеть его с необычной стороны. Всего в городе работает около 750 средних и крупных предприятий, которые могли бы принимать гостей. Для компаний это возможность продвигать свою продукцию и HR-бренд.
По официальным данным, в 2023 году туризм принёс в экономику Санкт-Петербурга 482,7 млрд рублей — это на 32% больше, чем годом ранее. Общее число гостей города оценивается в 9,4 млн человек — на 16% больше, чем в 2022 году. "Наш исторический центр — дворцы, каналы, театры, музеи — знают во всём мире. Но мы создаём и современные точки притяжения", — отметил губернатор Петербурга Александр Беглов. Добавим, что уровень удовлетворённости поездкой достигает 86% — это один из самых высоких показателей в стране.