ПИФы денежного рынка показали в прошлом году скромную доходность — 9%, но стали лидерами по привлечению средств: по данным Investfunds, восемь таких фондов собрали за 12 месяцев 208 млрд рублей. А три сотни остальных — всего 10,7 млрд.
Наименее популярными у пайщиков оказались фонды облигаций. По данным информационного ресурса Investfunds, отток средств из них по итогам 2023 года составил 19 млрд рублей. Остальные типы открытых и биржевых паевых инвестиционных фондов (ОПИФ и БПИФ) остались в плюсе по данному показателю. Однако все они выглядели бледно по сравнению с ПИФами денежного рынка.
Спасибо Центробанку
Последние получили мощный импульс благодаря ужесточению денежно–кредитной политики (ДКП) Банка России. Поскольку фонды денежного рынка вкладывают средства исключительно в краткосрочные долговые инструменты с доходностью, близкой к ключевой ставке ЦБ РФ, рост этой ставки автоматически поднимает их доходность. "Ключ" во втором полугодии прошлого года был поднят регулятором более чем вдвое, с 7,5 до 16% годовых. Так что текущая доходность денежных фондов, надо полагать, гораздо выше, чем средняя за 2023 год.
Кроме того, паи таких ПИФов отличаются максимально стабильной динамикой: они прирастают в цене понемногу, но практически каждый день. Поэтому в них удобно "парковать" капиталы в ожидании благоприятных возможностей для инвестиций в другие инструменты.
Как рассказал "ДП" руководитель отдела продаж УК "Первая" Андрей Макаров, у этой компании лидирующие места по привлечениям традиционно занимают ОПИФы с регулярной выплатой дохода, так как их пайщики получают доход от ценных бумаг внутри фондов каждый квартал. "На фоне высокой ключевой ставки выросла популярность БПИФ “Сберегательный”, который инвестирует в инструменты денежного рынка и позволяет получать высокий доход при минимальных рисках, — добавил он. — В конце года многие инвесторы традиционно фиксируют прибыль (а в этом году российский рынок показал впечатляющий рост), поэтому несколько снизился интерес к фондам акций".
"В 2023 году наибольший приток средств (более 6,6 млрд рублей) пришёлся на самый консервативный облигационный фонд в линейке УК ПСБ — открытый ПИФ “Финансовая подушка”, который инвестирует в инструменты денежного рынка и короткие облигации, — констатирует директор по развитию продаж продуктов благосостояния ПСБ Максим Быковец. — Это полностью отражает основную тенденцию рынка — именно фонды денежного рынка лидировали по объёму привлечения в прошлом году".
Акции выстрелили
Средняя доходность открытых и биржевых ПИФов за прошлый год, как подсчитал "ДП", по данным Investfunds, составила 31,76%. В лидерах оказались ПИФы акций. У них средний прирост стоимости пая достиг 53,68%, что примерно соответствует увеличению индекса Мосбиржи (43,87%) вкупе с дивидендной доходностью входящих в расчёт индекса акций (порядка 10%). Однако подобный результат не вызвал ажиотажа среди пайщиков: общий приток в ПИФы акций составил всего 2 млрд рублей, притом что в статистике Investfunds собраны данные по 118 таким фондам.
Тем не менее некоторые управляющие зафиксировали приток средств в свои ПИФы акций.
"В абсолютном выражении у нас максимальный приток пришёлся на фонды акций, нетто–оттоков из фондов не наблюдалось, — говорит заместитель председателя правления УК “Арсагера” Алексей Астапов. — Потенциал роста российского рынка акций сохраняется. Об этом свидетельствует и высокий уровень ожидаемой дивидендной доходности, и низкое значение коэффициента Р/Е. Также можно отметить значительное увеличение денежной массы и высокий уровень инфляции, что с большой вероятностью приведёт к увеличению прибылей российских компаний. Ну и в дополнение можно предположить низкую вероятность дальнейшего значительного роста ставки ЦБ, а в случае её снижения будет происходить переток средств из фондов денежного рынка и депозитов в российские акции. Среди возможных рисков можно назвать падение американского и европейского рынка акций, которые находятся на максимальных уровнях и имеют все признаки “пузыря”, притом что их экономика погружается в рецессию, а накопленные долговые дисбалансы не имеют хороших решений. И, несмотря на то что российский рынок акций находится за полосой отчуждения, реализация такого сценария окажет негативное воздействие на котировки российских акций, в первую очередь через падение товарных рынков".
"Вторым по объёму привлечённых средств (более 3,5 млрд рублей) стал новый фонд акций — открытый ПИФ “Недра России”, — отмечает Максим Быковец. — В состав фонда входят преимущественно акции компаний–экспортёров, потенциальная доходность которых в период ослабления рубля более высокая, чем у широкого рынка акций. Эта тактика управления себя оправдала — фонд стал одним из лидеров по доходности на рынке среди акционных фондов. Сейчас большое количество денежных средств клиентов находится в фондах денежного рынка. Основной интригой этого года будет то, куда и в каком объёме инвесторы перенаправят эти накопления. Предварительно мы ожидаем рост интереса инвесторов к фондам акций, но пауза или разворот цикла ДКП может привести к существенным притокам в фонды облигаций. На наш взгляд, потенциал роста у рынка акций ещё не исчерпан, и мы будем наблюдать уверенное развитие этого сегмента в 2024 году. Рынку акций оказывают поддержку меры фискального стимулирования со стороны Минфина, рост экономики РФ и ожидаемые от эмитентов дивиденды. Основными препятствиями могут стать потенциальная волатильность цен на сырьевых рынках, существенное замедление мировой экономики и геополитические факторы".
По словам Андрея Макарова, в УК "Первая" считают, что российские акции сохраняют потенциал роста в 2024 году в размере до 20%. К общей доходности таких инструментов до 10% способны добавить дивиденды. "В частности, мы видим хороший потенциал в компаниях финансовой отрасли и сектора высоких технологий, — уточняет он. — Когда стабилизируется инфляция, а за ней и ДКП, рынок будет закладывать уже постепенное снижение ставки, инвесторы, вероятнее всего, снова обратят внимание на акции и, соответственно, ПИФы на этот сегмент рынка".
"Рост фондового рынка в 2023 году был обусловлен возвращением компаний к публикации отчётности, сделкам по покупке активов иностранных компаний, ушедших из России, а также дивидендным выплатам, — комментирует начальник аналитического отдела “РСХБ управление активами” Вадим Сенкевич. — На наш взгляд, потенциал к росту в I квартале 2024 года сохранился, однако ограничительным фактором может выступить высокий уровень ключевой ставки. Отметим, что рост экономики в 2023 году сильно отклонился от траектории сбалансированного роста. Именно это и проявляется в инфляционном давлении. В качестве основного фактора продолжения подъёма фондового рынка могут выступить дивидендные выплаты. Решающую роль сыграли и ещё могут сыграть в 2024–м розничные инвесторы. Наибольшую привлекательность для них имеют компании, которые уже объявили о выплате дивидендов или планируют объявить. Мы продолжаем выделять экспортёров нефтегазовой отрасли на фоне ослабления рубля. Металлургические предприятия могут быть интересны за счёт высокой загрузки и высокого внутреннего спроса. Банковская отрасль выглядит устойчиво. Отметим также, что компании из транспортного сектора и химической отрасли могут не продемонстрировать высоких результатов в будущем году в связи с новыми ограничениями и логистическими сложностями. Развитие отрасли производства СПГ может замедлиться".