Петербургское управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) с каждым годом демонстрирует всё большую успешность при рассмотрении споров в арбитраже. В 2022 году было оспорено 707 решений управления, из которых арбитраж поддержал 615 (87%), сообщили "ДП" в УФАС. Полных данных за прошлый год пока нет, но за 9 месяцев 2023–го бизнес и госорганы оспорили 519 решений, арбитражные суды поддержали управление в 457 случаях (88%).
ФАС наблюдает за инфляцией
Одним из трендов, характерных для всей страны, стало в последние месяцы существенное повышение цен на товары и услуги, в том числе на продукты питания. Поэтому одним из основных направлений работы антимонопольщиков в прошлом году стал активный мониторинг ситуации и применение различных мер реагирования на тех рынках, где фиксируется рост цен.
В компании BGP Litigation в качестве примера вспоминают петербургскую историю: городское УФАС зафиксировало серьёзный рост тарифов на услуги по размещению оборудования и кабелей операторов сотовой связи в тоннелях, подземных комплексах и на станциях городской подземки. Антимонопольщики обратили внимание, что рентабельность услуги по размещению оборудования сотовых операторов в метро в какой–то момент достигла 2420%. Подобные действия прямо отражаются на абонентах, поскольку они фактически лишаются возможности получения услуг мобильной связи из–за создания метрополитеном барьеров для операторов.
По мнению экспертов, опрошенных "ДП", основные тренды антимонопольной практики Северной столицы, как и ранее, это жалобы в УФАС на действия госзаказчиков, на необоснованность включения бизнеса в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), оспаривание решений по картельным соглашениям и рассмотрение вопросов, связанных с недобросовестной рекламой.
Достаточно велико количество жалоб на действия конкурсных комиссий при проведении торгов или на необоснованный недопуск кандидатов к участию в закупке. Эксперты полагают: это свидетельствует о повышенном интересе бизнеса именно к данной форме поиска подрядчиков и, соответственно, именно такому способу получения прибыли.
А вот немалое число споров, связанных с включением компаний в РНП, обусловлено, по мнению экспертов, началом СВО и реакцией на неё недружественных государств. Дело в том, что значительное число контрактов, заключавшихся для госнужд, так или иначе было связано с поставками с территории иностранных юрисдикций.
Можно ли наказать подрядчика за американские санкции
На примечательный казус в сфере госзакупок обратили внимание в компании "Варшавский и партнёры". С ним её специалисты столкнулись в Иркутске. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ (нарушение порядка изменения, заключения контракта), отнесено к компетенции ФАС. Однако, по словам экспертов, даже если ФАС не нашла нарушений в действиях подрядчика по госконтракту (например, срыв произошёл из–за действий недружественных государств), то компания всё равно может быть привлечена к ответственности на основании протокола, составленного прокуратурой.
Иркутское управление ФАС не увидело причин для включения клиента компании "Варшавский и партнёры" в РНП. Антимонопольщики признали: подрядчик действовал добросовестно, а невозможность исполнить госконтракт вызвана действиями властей США — на территории этой страны располагался производитель оборудования, которое требовалось поставить по госконтракту.
Однако прокуратура сочла возможным привлечь подрядчика к административной ответственности по ст. 7.32 КоАП РФ, а её подход поддержал суд: решение УФАС не является достаточным основанием для освобождения от ответственности.
В Петербурге таких примеров пока не замечено, но, по мнению экспертов, формирующийся подход может получить в ближайшее время массовое распространение.
"Такой казус не только приводит к ситуации двойной ответственности бизнесменов, но и порождает правовую неопределённость в вопросе контроля за исполнением обязательств по государственным контрактам", — считают в компании "Варшавский и партнёры".
Чего ожидать бизнесу от госзаказа в этом году
Сфера госзакупок, как говорят эксперты, сохранит тренд на упрощение порядка и цифровизацию процедур. К примеру, пока действует переходный период для размещения в ЕИС "Закупки" и на электронной площадке торгов цифрового контракта — с 1 октября 2023 года до 1 апреля 2024–го. На данный момент заказчик не обязан использовать этот инструмент, он вправе создавать контракт без применения электронных документов ЕИС "Закупки". Однако в следующем году, прогнозируют эксперты, бизнес может ожидать появления новых правовых актов, разъясняющих порядок применения этой новеллы.
Проблема предоставления поставщиками недостоверных сведений сохраняет актуальность. В частности, она обсуждалась на II Всероссийской конференции в сфере закупок представителями ФАС и комитета Госдумы по защите конкуренции. По мнению экспертов, в нынешнем году можно ожидать ужесточения законодательства, направленного на борьбу с недобросовестным поведением поставщиков при формировании заявок на участие в закупках.
Кроме того, можно прогнозировать развитие протекционистских мер, связанных с запретом на закупку товаров иностранного производства в целях поддержки российских производителей.
В пользу такого прогноза говорит последовательное введение ограничений на закупку отдельных видов электронного и медицинского оборудования для государственных нужд.
“
Из позитивных тенденций прошлого года отмечу снижение количества жалоб на действия хозяйствующих субъектов в антимонопольный орган, а также общее снижение рассматриваемых ведомством дел. Снижение нагрузки объясняется рядом причин. Во–первых, разработкой и принятием крупными компаниями антимонопольного комплаенса, что предполагает внедрение механизмов, направленных на выявление и устранение рисков нарушения антимонопольного законодательства. Во–вторых, за последние годы издано множество правовых актов и разъяснений, уточняющих и дополняющих уже действующее законодательство с целью устранения пробелов в правоприменении. Иными словами, создаются чёткие и прозрачные правила и механизмы, что, конечно, положительно сказывается на общем состоянии конкуренции и, как следствие, на количестве рассматриваемых антимонопольными органами дел.
Ирина Акимова
партнёр практики конкурентного права BGP Litigation
“
В текущем году, полагаю, сохранится усиленный контроль со стороны ФАС за закупочной деятельностью и поддержанием добросовестной конкуренции на торговых площадках, продолжится усиление контроля за недобросовестной рекламой. Думаю, что будет повышено внимание к естественным монополистам. Скорее всего, под пристальным наблюдением антимонопольных органов останутся возможные картельные сговоры. Не исключаю в 2024 году роста числа дел по оспариванию решений петербургского УФАС в части расследования картелей, а также в отношении нарушений по закупочным процедурам и вопросам добросовестной конкуренции при параллельном импорте.
Михаил Герман
партнёр юридической компании "Варшавский и партнёры"
“
Вступающие в силу в этом году изменения законодательства указывают на тенденцию дальнейшей цифровизации госзакупок, включая внедрение полноценного электронного документооборота (формирование, подписание, обмен и размещение документов по электронным закупкам). Цифровизация позволяет всеобъемлюще контролировать поведение госзаказчиков и поставщиков как на стадии проведения закупок, так и в период исполнения контракта. Например, электронное актирование позволит анализировать обоснованность заключения заказчиками контрактов с единственным поставщиком. Электронный документооборот на базе платформы единой информационной системы "Закупки" также может способствовать выявлению случаев недобросовестной конкуренции при проведении торгов.
Дмитрий Павловский
адвокат консалтинговой компании Kulik & Partners Law.Economics