Афиша

отечественные фильмы про войну, особенно "к датам", чаще всего вызывают лишь недоумение. выходящая на экраны в канун юбилея снятия блокады картина "воздух" может стать исключением. московский театр им. пушкина привозит в наш город новый спектакль своего худрука евгения писарева "Зойкина квартира" с александрой урсуляк в главной роли. в столице постановка уже стала хитом. антиутопия по нынешним временам — наше всё. Поэтому неудивительно, что пьесы Дмитрия Данилова, пишущего как раз в этом жанре, сегодня в топе. Очередная премьера по его пьесе — "Саша, привет!".

По крайней мере имя режиссёра и соавтора, вместе с Еленой Киселёвой, сценария — Алексея Германа–младшего — даёт надежду, что его фильм не вызовет вопросов, зачем его вообще снимали. Создатели картины решили, что история военных лётчиц, действие которой разворачивается в том числе в блокадном Ленинграде, который, кстати снимали в современном Петербурге, должна быть максимально правдивой и эмоциональной. То есть страшной — как всё и было в реальности. Поэтому, отказавшись от компьютерной графики, восстанавливали хронику, в которой одновременно и ужас, и подвиг. Поэтому собирали по всему миру самолёты того времени и строили их модели. Поэтому вручную шили костюмы и убирали из речи персонажей современные интонации. Поэтому "глушили" цвет и яркость, сосредоточившись на исторической правде. И, несмотря на то что в картине много внимания уделено тому, что происходило в небе, — тому, что происходило на земле, внимания не меньше. Но и там и там — живые люди и их эмоции.
→ В кинотеатрах города, 16+
Это не первый успешный проект тандема Писарев — Урсуляк. Так, их предыдущая работа — "Кабаре" в Театре наций — получила пять "Золотых масок". В этот раз Писарев поставил, уже в своём родном театре, Булгакова, которого всегда волновал "квартирный вопрос" — в разных вариантах, от дома Турбиных до нехорошей квартиры на Патриарших. "Зойкина квартира" тоже "нехорошая" — советская коммуналка времён нэпа, где гражданка Зоя Пельц организовала бордель под видом ателье по пошиву одежды. То есть ещё чуть–чуть, и Булгаков превратится в Зощенко. Но создатели спектакля пошли другим путём, сознательно избегая заявленного автором жанра буффонады. Отсюда и стиль мистического нуара — чёрно–белая гамма и минимум сценографии. Но без живой музыки и здесь не обошлось. Так же как без нового персонажа — той самой Квартиры, которая предстаёт в виде старушки в шляпке, с ужасом взирающей на окружающих, которых испортил скорее не квартирный вопрос, а время, в котором они оказались.
→ БДТ им. Товстоногова, наб. р. Фонтанки, 65, 19–20.01, 19:00, 18+
Самая популярная пьеса Данилова — "Человек из Подольска", которую ставят по всей стране (только в Петербурге можно найти как минимум две её сценические версии) и по которой уже сняли фильм. Но если герой "из Подольска" неожиданно оказался в отделении полиции, где его учат "родину любить", то "Саша, привет!" — это история преподавателя университета, который за "преступление против нравственности" — а именно за связь со студенткой — приговорён к расстрелу. При этом сидит он в суперкомфортных условиях, а приговор в исполнение может быть приведён в любой момент — может, сию секунду, а может, через 10 лет — посредством выстрела из пулемёта с ласковым названием "Саша". Такая вот пытка неизвестностью. При этом есть предположения, что выстрела не случится никогда. Поэтому спектакль, который Анатолий Праудин поставил в пространстве "91–я комната", скорее ироничный, чем пугающий. Но с максимальным погружением в происходящее.
→ Театр "Балтийский дом", Александровский парк, 4, 19.01, 19:30, 16+