Десятки миллиардов рублей в год теряет федеральный бюджет из–за незаконного оборота табачной продукции.
Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции (ННЦК) представил на круглом столе, организованном "ДП", итоги всероссийского исследования незаконного оборота табачной продукции.
Потери казны растут
По словам директора ННЦК Ирины Бушиной, потери федерального бюджета в первом полугодии 2023 года от недополученных акцизов и НДС составили как минимум 26,4 млрд рублей — на 20% больше, чем за аналогичный период 2022–го.
Этот показатель по Северо–Западному федеральному округу составил 2,34 млрд рублей, что почти на 200 млн рублей превышает показатель предыдущего года. Самые скромные потери на Северо–Западе понесла за полгода Псковская область — 109 млн рублей, максимальные — Петербург (567 млн). В Ленобласти недополученные доходы оцениваются в 314 млн рублей.
При этом на протяжении четырёх последних исследований ННЦК доля незаконного оборота табачной продукции в Северо–Западном федеральном округе всё–таки снижалась и составляет 11,4%, что в 1,2 раза меньше российских показателей. Небольшой рост нелегального оборота табака отмечен в Петербурге. А вот в Калининградской области он вырос в полтора раза — до 22,7%.
Источники нелегального оборота
Корни у этого явления, как водится, экономические. Два главных канала серого оборота табака — это ввоз из других государств и нелегальное производство в России. На круглом столе выяснилось, что нарушители стремятся локализовать производство внутри страны, что тоже вносит свою лепту.
Как показало исследование, наибольший вклад в незаконный оборот по–прежнему вносят сигареты, нелегально ввезённые из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). И почти 91% из них имеют белорусское происхождение. "Эта продукция не имеет акцизных марок РФ, но 87% из неё — с белорусским акцизом", — уточнила Бушина.
Одна из причин, как было отмечено на круглом столе, — это серьёзный диспаритет акцизных ставок на табачную продукцию в странах — участницах ЕАЭС. В частности, в нашей стране ставки акцизов существенно выше, что ведёт к перетоку нелегальной продукции в Россию. Исправить эту ситуацию может лишь гармонизация акцизов в едином экономическом пространстве ЕАЭС.
Президент Ассоциации малоформатной торговли и основатель проекта "Стоп нелегальный табак" Владлен Максимов называет сигареты уникальной товарной категорией. К примеру, они имеют критически маленькую розничную наценку, которая может составлять всего 5–6%. "Легальный продавец экономически не заинтересован привлекать государство к тому, чтобы с этим явлением бороться. Потому что борьба стоит ресурсов, времени и в конечном счёте денег. Если, допустим, с водкой, маржинальность которой 30–35%, а где–то и больше, это интересно, чтобы писать жалобы и проверять, как они отрабатываются, то в табаке ничего подобного нет", — говорит Владлен Максимов.
Да и сами покупатели зачастую подталкивают торговлю заниматься реализацией продукции с нарушениями, обратили внимание участники круглого стола. Потребители, даже зная о том, что сегодня дёшево стоят лишь контрабандные или контрафактные сигареты, к примеру, всё равно интересуются у продавцов подобным товаром. Поскольку есть спрос — появится и предложение. Но, как правило, такими нарушениями грешит мелкая розница. В крупном или среднем ретейле такого практически нет вообще.
"Мы не можем себе представить, что, к примеру, нам предлагают фальшивые лекарства, которые надо найти и закупить у каких–то “левых” поставщиков, — рассуждает Владлен Максимов. — И сегодня уже трудно себе представить, что будут просить непонятно где сделанную водку без гарантии качества, но подешевле".
Руководитель межрегионального управления Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками по Северо–Западному федеральному округу Юрий Чащин видит главную опасность в большом количестве нелегальной продукции, поскольку непонятно, что используется для её изготовления в качестве сырья, непонятно, насколько безопасны компоненты, электронные сигареты и т. д.
Как бороться с контрафактом
Вместе с тем из дискуссии, возникшей на круглом столе, нельзя сделать вывод, что это явление невозможно победить. Директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий Максим Курганский рассказал, что приложение "Честный знак" позволяет проверить продукцию и подать жалобу на неё, если с товаром не всё в порядке.
"Маркировка позволит хотя бы определить и понять, легальная ли это продукция, как она к нам попала и т. д., — рассказывает Максим Курганский. — Мы уже получаем большое количество запросов от сотрудников МВД на транспорте, несущих службу на границе с Казахстаном, от Федеральной таможенной службы, выявляющей поступающую из сопредельных стран немаркированную продукцию. Система позволяет чётко определить, что может продаваться, а что — нет".
"Честный знак" демонстрирует эффективность, но граждане не проявляют особой активности, отметила начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Анна Нефёдова. По её словам, в регионе в 2023 году поступило всего 10 обращений, касающихся табачного рынка. Но, как полагает Анна Нефёдова, к таким показателям могло привести отсутствие информации у граждан о работе системы "Честный знак".
И его популяризация может изменить ситуацию. "Мы рассматриваем все обращения граждан, которые к нам приходят, разбираемся в них, выносим при необходимости предостережения", — добавила Анна Нефёдова.
В прошлом году правительство расширило полномочия Росалкогольрегулирования, вменив ему контроль за табачным рынком. В нынешнем году вводится обязательная маркировка оборудования, на котором производится табачная продукция, что усилит контроль.
"Мы только начинаем работать. Выезжаем, обследуем, делаем оценки предприятий с последующим лицензированием. Также будут у нас лицензироваться организации, занимающиеся инспектированием никотиносодержащей продукции, табачных изделий. С остальными будем бороться комплексно, совместно с МВД, ФСБ. Будем наводить порядок на рынке", — пообещал Юрий Чащин.
Его поддержала управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России Елена Киянова, отметив необходимость взаимодействия всех участников рынка, бизнеса, контролирующих органов, регуляторов. При этом она обратила внимание на важную деталь: борьба с нелегальным оборотом табачной продукции не должна обернуться принятием норм, которые могут ударить по легальным производителям, легальным торговым точкам и бизнес–ассоциациям.
“
В прошлом году общее количество незаконно перемещённой табачной продукции, выявленное нами, составило 14 млн единиц. И если говорить о незаконном ввозе, то, как правило, это либо недостоверные сведения (к примеру, ввозится продукции больше, чем заявлено), либо контрабанда в чистом виде. Но в целом регион становится менее привлекательным для контрабанды. Если раньше мы находили, допустим, в порту на Балтийской таможне специально изготовленные для контрабанды доски — их пододвинул, а там пачки сигарет лежат, то таких откровенных способов не стало. Подобные незаконные действия просто становятся невыгодными.
Екатерина Ладынина
pаместитель yачальника службы федеральных таможенных доходов Северо–Западного таможенного управления
“
Мы тщательно следим за налогами, за счёт которых наполняется бюджет региона. К сожалению, акцизы на табак сюда не входят. Мы с моими коллегами по Парламентской ассоциации Северо–Запада России считаем, что если хотя бы 30% этих акцизов поступало в региональные бюджеты, ситуация, которую мы обсуждаем, сразу бы попала под пристальное внимание властей на местах. Когда часть акцизов от алкоголя поступала в региональный бюджет, было совершенно другое отношение. И мы надеемся, что вопрос с распределением акцизов от табачной продукции будет урегулирован на федеральном уровне.
Анатолий Федотов
председатель комитета Новгородской областной думы по бюджету, налогам и тарифам
“
Табачная индустрия, несмотря на вызовы, с которыми столкнулись самые разные бизнесы в последнее время, вносит очень серьёзный вклад в наполнение бюджета. Это порядка 700 млрд рублей. Вместе с тем, как показывает практика, убытки, которые приносит нелегальный оборот табачной продукции, тоже растут весьма ощутимо. К примеру, ущерб бюджету по итогам 2022 года составил как минимум 81,5 млрд рублей, что на 7,7 млрд больше показателей 2021–го. Соответственно, пресечение нелегального оборота табачной продукции может серьёзно увеличить доходную часть бюджета страны.
Елена Киянова
управляющий по корпоративным вопросам региона Север аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России
“
Подавляющее большинство потребителей, использующих электронные системы доставки никотина, не в курсе того, что вступила в силу обязательная маркировка. Теперь можно прийти в магазин и при желании проверить, покупаешь ты поддельную жидкость или легальную. Такую возможность даёт потребителю приложение "Честный знак", и оно, полагаю, нуждается в популяризации. И не только для того, чтобы человек мог прийти в магазин и проверить товар, но и чтобы он при желании мог сообщить об обнаруженных нарушениях через это приложение.
Анна Сорочинская
исполнительный директор Общественного совета по проблеме подросткового курения