КГИОП признал школу Берггольц кандидатом в памятники. Но для защиты от сноса этого статуса недостаточно.
Школу на проспекте Обуховской Обороны, 54, включили в перечень зданий, обладающих признаками памятников архитектуры. Её внесли туда в связи с тем, что в этой школе в 1922–1926 годах училась поэтесса Ольга Берггольц. Как предположил в разговоре с "ДП" градозащитник Олег Мухин, основанием послужила заявка в комитет, поданная жителями блокадного Ленинграда. Её направили в комитет именно сейчас, поскольку зданию угрожает непосредственная опасность сноса — его хотят разрушить ради строительства одного из съездов с Большого Смоленского моста.
Отметим: заявку на выявление здания в качестве памятника (которая наделяет его некоторой временной защитой) можно подавать только один раз. Впрочем, о том, что такая инициатива готовится, активисты говорили давно.
В последнее время проект Большого Смоленского моста значительно продвинулся. На днях он получил положительное заключение государственной строительной экспертизы. Следующим этапом должна стать выдача разрешения на строительство. Школу пока не трогают, но, по словам очевидцев, подготовительные работы для возведения моста уже идут.
То или иное здание получает статус обладающего признаками памятника после того, как неравнодушными гражданами подаётся заявка на его выявление, а комитет по охране памятников её принимает. В заявлении должна быть обоснована историко–культурная ценность объекта, приложены фотографии, соблюдены другие формальности. Далее, по закону, в течение 90 дней (теоретически хоть на следующий день) научные сотрудники отдела государственного учёта КГИОП совместно с экспертами должны принять решение — признать здание временно выявленным памятником (это статус уровнем выше) или снять с охраны.
Как сообщал "ДП", статус зданий, обладающих признаками памятников, до последнего времени не был однозначно урегулирован законодательно. Хоть он и был максимально приближен к статусу памятника, но всё же с оговорками. Главным оставался вопрос о возможности их сноса. Однозначного запрета в законе (№73–ФЗ "Об объектах культурного наследия…") нет, но там сообщается, что "проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ… осуществляется при отсутствии на данной территории… объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия".
Управляющий партнёр юридической компании 4R Group Михаил Бойцов в комментарии "ДП" отметил, что на сегодня только "включение объекта недвижимости в реестр вновь выявленных объектов культурного наследия исключает возможность сноса такого объекта". После включения в перечень выявленных объектов культурного наследия оказываются под запретом работы, изменяющие облик, объёмно–планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер здания.
Как отметила в комментарии "ДП" партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина, начиная с 15 апреля формулировка в 73–м законе изменится — в нём появится прямое указание на то, что снос обладающих признаками памятников объектов запрещён.
"Если заявление о включении школы, в которой училась Ольга Берггольц, подано до вступления изменений в законную силу, то, по нашему мнению, формальные основания для приостановления работ отсутствуют", — полагает эксперт.
В свою очередь, член совета движения "Старый Петербург" Александр Кононов в комментарии "ДП" отметил, что рано размышлять о правовой возможности строительства Большого Смоленского моста до рассмотрения заявки по существу.
Ранее городской Совет по культурному наследию (из которого яркие активисты некоторое время назад были исключены) согласовал проект моста со сносом здания школы. Если общественникам не удастся повлиять, КГИОП при рассмотрении заявки, вероятно, сошлётся на то решение. Если же школу сделают памятником, проект моста придётся переделывать. Как сообщили "ДП" в КРТИ, "в зоне строительства моста отсутствуют объекты культурного наследия", вопрос находится в компетенции комитета по охране памятников. "ДП" направил вопросы в КГИОП.