Волнения европейских аграриев не отразятся на экономике, но станут толчком для политических изменений, считают опрошенные "Деловым Петербургом" эксперты.
Европу последние месяцы захлестнула волна фермерских протестов. Бунтующие против решений правительства аграрии перекрывают дороги, срывают работу транспорта и предприятий.
В Польше, Словакии, Венгрии и Румынии участники акций блокировали границу с Украиной, препятствуя грузопотокам оттуда. Немецкие крестьяне съехались на тракторах в города, перегородили трассы по всей стране и остановили производство на заводе Volkswagen. Их примеру последовали литовские демонстранты, пригнавшие в Вильнюс более тысячи тракторов и машины с навозом.
Французские противники правительственных мер пошли ещё дальше — подожгли несколько зданий и анонсировали полную блокаду Парижа, объявив, что ни один грузовик не сможет снабжать столицу с 29 января. В Финляндии забастовка, в которой примут участие в том числе работники пищевой индустрии, пройдёт в начале февраля и затронет почти все сферы жизни.
Это только некоторые примеры проявления недовольства, но его масштаб уже позволяет говорить о системных проблемах, накопившихся в Европейском союзе, даже если не учитывать, что бастуют не только фермеры. Всё это происходит накануне грядущих выборов в Европарламент.
Ставки на кону
Если в Западной Европе протесты начались в конце прошлого года, то в Восточной они прокатились гораздо раньше. Несколько разнятся и причины волнений.
В соседних с Украиной странах фермеры были недовольны поставками дешёвой украинской продукции. Она стала вытеснять местные товары с рынка после того, как Евросоюз отменил таможенные пошлины и квоты для украинских сельхозпроизводителей.
Осенью Еврокомиссия отказалась продлевать эмбарго на поставки украинского зерна в восточноевропейские страны. В результате власти этих стран объявили собственные запреты, снизив градус накала.
В Западной Европе фермеры в первую очередь протестуют против сокращения государственных субсидий, роста цен на топливо и новых требований из-за перехода к зелёной экономике.
“
"Экономика существует по закону сообщающихся сосудов, и на западноевропейское фермерство украинская продукция тоже влияет. Но здесь ключевыми являются другие факторы. Европейская экономика имеет смешанный характер, полурыночный-полуплановый. Плановый аспект связан с тем, что Брюссель распределяет квоты, какому государству сколько продукции можно произвести, сейчас они пересматриваются. ЕС во многом дотировал своё сельское хозяйство, но в условиях рецессии руководство блока стало урезать субсидии", — отмечает академический руководитель образовательной программы "Медиакоммуникации" НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Михаил Тюркин.
Себестоимость европейской продукции не может быть низкой из-за недешёвой рабочей силы и дорогой земли, в этих условиях без субсидий не обойтись. Плюс негативное влияние оказывает период высоких ставок, в котором ЕС находится последнее время.
В сентябре Европейский центральный банк (ЕЦБ) повысил три ключевые процентные ставки на 25 базисных пунктов. Это было уже десятое повышение подряд, а ставка по основным операциям рефинансирования поднялась до рекордных 4,5%. На этой неделе регулятор оставил все три ставки на прежнем уровне.
"При такой ставке очень дорого обслуживать новые долги бюджета. Покрывать бюджетный дефицит за счёт растущего госдолга в текущих условиях становится сложно. В лучшем случае это перспектива следующего года, когда ставки заметно снизятся, тогда можно будет вернуться к этой практике. Но на данный момент нужно ставить на паузу увеличение расходов бюджета. Поэтому какие-то статьи приходится урезать, при этом на фоне конфликта на Украине резко растут военные расходы, а это колоссальные траты", — объясняет доцент кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург Артём Голубев.
Однако спад аграрного производства не отразится на экономике ЕС в целом, поскольку сельское хозяйство составляет в районе 3% ВВП промышленно развитых стран, добавляет экономист. С другой стороны, куда более весомыми могут оказаться политические последствия протестов.
Правый разворот
Встроиться в протестную повестку уже пытаются правые политические силы и евроскептики. Так, лидер ультраправой французской партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен на неделе назвала правительство Франции худшим врагом фермеров. Она раскритиковала поддержку Парижем "постыдных решений Европарламента", соглашений о свободной торговле и требований экологов.
Депутат Бундестага от "Альтернативы для Германии" Евгений Шмидт ранее заявил, что немецкие фермеры страдают от запредельных цен на топливо, а отмена субсидий нанесёт "смертельный удар по отрасли".
"Попытки федерального правительства оправдать меры дефицитом бюджета абсурдны. Берлин хочет сэкономить на промышленности и сельском хозяйстве, но при этом находит достаточно средств на "зелёные" проекты и продолжает поддерживать массовую миграцию", — отметил он.
В то же время, как пишут немецкие СМИ, парламентская оппозиция ещё год назад была в курсе планов правительства, но тогда не высказалась против них. Из этого можно заключить, что АдГ решила воспользоваться ситуацией и заработать на нынешних протестах политические очки.
“
"Вкупе с тем, что в обеих странах не всё безоблачно с экономикой, растёт поддержка крайне правых и протекционистски настроенных сил, (также как этот тренд продолжает оставаться актуальным для США, где к власти вновь рвётся Дональд Трамп), то цена возможных политических ошибок нынешних правящих сил Франции и ФРГ может оказаться слишком высокой. Это и дальнейший рост представленности крайне правых в национальных и местных парламентах с перспективой их прихода к власти. И дальнейшее углубление раскола европейских обществ по линии консерваторы-евроскептики-протекционисты и антииммигрантски настроенные сторонники крайне правых против еврооптимистов, склонных поддерживать всё то, что в ЕС часто называют европейскими ценностями: открытые границы, усиление инклюзии, интенсификацию зелёного перехода и т.п.", — отмечает политолог, директор департамента науки Евразийского технологического университета (Казахстан) Андрей Прудников.
Массовость и масштабы протестов могут оказать влияние на результаты выборов в Европарламент, которые состоятся в начале июня. Аналитический центр Европейского совета по международным отношениям (ECFR) прогнозирует серьёзный сдвиг вправо и потерю мест для зелёных и левоцентристов.
Согласно докладу центра, евроскептики станут фаворитами гонки в 9 странах: Австрии, Бельгии, Чехии, Франции, Венгрии, Италии, Нидерландах, Польше и Словакии. Ещё в 9 странах (Болгария, Эстония, Финляндия, Германия, Латвия, Португалия, Румыния, Испания и Швеция) они способны занять второе–третье место при голосовании. По результатам выборов в парламенте впервые может сформироваться правопопулистская коалиция, которая заблокирует зелёный переход. Этот прогноз аналитики называют тревожным сигналом.
"Основная тема, которая всегда педалируется евроскептиками — то, что Евросоюз очень далёк от своего избирателя, который никак не может повлиять на политику в рамках институтов ЕС. В условиях протестов это станет очень яркой иллюстрацией, которая будет активно подсвечиваться в рамках партийно-политической борьбы. Есть шанс, что это увеличит количество мест правых", — соглашается научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Сергей Шеин.
Несмотря на различия в причинах, волнения на западе и востоке Европы объединяет анти-ЕСовский характер, поскольку аграрной политикой занимаются наднациональные институты Брюсселя, добавляет эксперт.
Язык до Киева доведёт
Восточноевропейские протесты бьют по солидарности стран этого региона с Украиной, но не затрагивают напрямую вопросы экономической и военно-политической поддержки Киева со стороны ЕС.
"Это не фактор разлома, этот фактор снижает взаимопонимание, несколько отравляет атмосферу, но пока не является критическим для того, чтобы Восточная Европа стала оспаривать украинское направление политики в рамках ЕС", — полагает Шеин.
По мнению же Прудникова, европейские политики как минимум могут сократить риторическую поддержку Киева, чтобы не обострять внутреннее раздражение. Вслед за этим возможно снижение и финансовой поддержки, однако полного сворачивания помощи не произойдёт.
“
"Для того, чтобы случился настоящий раскол, текущая волна протестов должна привести к острому внутриполитическому кризису во Франции или ФРГ. Об этом вряд ли уместно сейчас говорить, когда речь идёт о сильнейших экономиках мира. Вместе с тем, в случае прихода Трампа к власти в США при условии, что он с удвоенной силой начнёт второй заход на возврат Америки к неоизоляционизму, последствия для ЕС могут быть весьма серьёзными, и раскол по украинскому вопросу в рядах европейских элит может стать куда более вероятным и даже неизбежным", — резюмирует политолог.
В то же время грядущие выборы в Европарламент могут привести к тому, что там появится большее число депутатов, симпатизирующих России, отмечается в том же докладе ECFR. Победившие правые будут настаивать на более жёсткой линии по вопросу поддержки Украины, предполагают авторы документа.
Общеевропейская волна
На неделе глава Минсельхоза Венгрии Иштван Надь заявил, что страны Вишеградской группы, куда также входят Польша, Чехия и Словакия, предупредили Еврокомиссию об угрозе распространения протестов на весь континент, если та не защитит интересы аграриев.
"Мы согласились с тем, что Брюсселю необходимо срочно заняться сложной ситуацией, в которой оказались европейские фермеры. В противном случае волна протестов, начавшихся в Западной Европе, осенью может с лёгкостью перерасти в общеевропейскую волну", — написал министр на своей странице в Facebook (запрещён в России, принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской).