Петербург по итогам прошлого года продемонстрировал рывок в развитии промышленности, транспорта и торговли. Власти города полагают, что 2024–й станет не менее успешным для этих отраслей.
Северная столица сегодня в числе лидирующих регионов в стране в области промышленности, а также в некотором смысле "модельный" с точки зрения транспортной реформы. "Мы гордимся успехами, которые есть в промышленности, транспорте и торговле", — сказал 31 января вице–губернатор Санкт–Петербурга Кирилл Поляков на пресс–конференции в ТАСС.
Промышленный рывок
Индекс промышленного производства (ИПП) Петербурга в 2023 году вырос на 9,9%, свидетельствуют оперативные материалы Петростата. Это примерно втрое превысило средний показатель по стране. В том числе обрабатывающая промышленность увеличилась на 11,4%, отметил вице–губернатор. "Основные отрасли, которые показывают хороший результат, — это радиоэлектроника, энергомашиностроение, транспортное машиностроение, фармацевтика, химическая промышленность. То есть традиционно те отрасли, которыми славился Петербург и в которых есть конкурентные преимущества, в том числе благодаря научной базе, которая исторически сложилась в городе", — подчеркнул Кирилл Поляков.
По официальным данным, в Северной столице работает 870 крупных и средних предприятий. С 2019 года, когда в городе объявили о старте новой промышленной политики на следующие 6 лет, их число увеличилось на 120. В свою очередь, малых и микропредприятий в обрабатывающей отрасли действует более 25 тыс. За 5 лет их количество выросло на 7 тыс. Оценку развитию отрасли дал 30 января и губернатор Петербурга Александр Беглов на встрече с президентом Владимиром Путиным в Константиновском дворце. "Первое время мы думали, что будет, наверное, трудно, но за короткое время пришли другие наши партнёры. На сегодняшний день у нас практически нет проблем — заменили ушедших. Пришли другие производители продукции, которая понравилась жителям нашего города, и я не знаю, как можно теперь уже вернуться к старой. И самое важное — она местная", — рассказал Александр Беглов.
Он подчеркнул, что Смольный уделяет много внимания развитию собственных брендов и кооперации с дружественными странами, в том числе с Белоруссией. "У нас хорошая кооперация. Сейчас вопросов нет", — отметил губернатор.
Знаковые для промышленности проекты в 2023 году
Одним из крупнейших проектов минувшего года стало увеличение площади особой экономической зоны (ОЭЗ) "Санкт–Петербург". "Буквально “под ёлку” было подписано соглашение с Минэкономразвития", — напомнил вице–губернатор Кирилл Поляков.
В декабре в состав городской ОЭЗ включили две новые территории — на Парнасе площадью 27 га и в Шушарах (127 га). Развивать на них планируется в том числе станкостроение и беспилотную авиацию. По словам вице–губернатора, потенциальные резиденты для площадки на Парнасе уже найдены. Добавим, что Минэкономразвития РФ согласовало городу возможность компенсировать деньги, затраченные из казны на создание инфраструктуры ОЭЗ. Из них почти 340 млн уже вернулись, а в течение нескольких лет власти города рассчитывают ещё более чем на 2 млрд рублей.
Другим важным проектом прошлого года Кирилл Поляков назвал запуск масштабных инвестиционных проектов (МаИП). При объёме инвестиций от 350 млн рублей земельные участки промышленникам будут предоставлять из госсобственности по льготной арендной ставке — 1 рубль за 1 м2. "Все эти меры помогли достичь высоких показателей. Основная задача сегодня — это укрепление технологического суверенитета. Это то, чем мы серьёзно озабочены, в том числе во взаимодействии с транспортным блоком", — подчеркнул Кирилл Поляков.
Подвижки наконец появились и в автопромышленной отрасли. Автокластер Петербурга, в прежние годы выпускавший четверть новых легковых машин в стране, остановил конвейеры в 2022–м и в 2024–м готовится к рестарту.
Напомним, бывший автозавод Toyota в Шушарах весной 2023 года перешёл государственному концерну "Алмаз–Антей", который планирует вложить в проект 35–37 млрд рублей и в 2024–м запустить производство грузовиков БАЗ, а в 2027–м — электромобилей E–Neva.
Российское предприятие Hyundai после перехода в управление компании "Арт–Финанс" в январе вышло из простоя и готовится начать выпуск легковых машин. Правда, каких именно, официально не сообщалось.
А бывшее предприятие Nissan было передано ФГУП "НАМИ", затем АвтоВАЗу, а затем снова вернулось под контроль ФГУПа. "Автозавод сейчас работает, в ближайшее время они на своей площадке планируют провести публичное мероприятие и объявят о результатах работы за прошлый год и начало этого года. Первые образцы техники производства “Автозавода Санкт–Петербург” поступят в этом году в продажу", — отметил вице–губернатор.
Расшевелили серый пояс
В последние годы промышленность города развивается опережающими темпами, подтвердил председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга (КППИТ) Кирилл Соловейчик. По его мнению, этому способствовали беспрецедентные меры господдержки, включая финансовые. Так, петербургский Фонд развития промышленности (ФРП) в 2023 году увеличил объём льготных займов до 4 млрд рублей по сравнению с 2 млрд годом ранее. В том числе в минувшем году появился новый вид субсидий — на часть затрат по уплате лизинговых платежей за оборудование. По словам Кирилла Соловейчика, объём траншей по этому направлению составил 450 млн рублей, а закупить промышленники смогли оборудования почти на 5 млрд.
Острым вопросом стал дефицит земли для расширения действующих и строительства новых заводов. В минувшем году Заксобрание города одобрило поправки в генплан Петербурга на период до 2040 года, увеличив площади под производства на 630 га. Тогда промышленный блок администрации города фактически заблокировал многие проекты застройки бывших промзон жильём и получил земельный ресурс для развития производств.
"Собственники земель в промышленном поясе ведут переговоры об их продаже или же сами решили строить промышленную недвижимость и создавать промышленные парки", — отметил глава КППИТ.
"Мы получили около 200 заявок на разные меры поддержки по земле, из них были удовлетворены около 50", — добавил Кирилл Соловейчик. В том числе восемь новых проектов появилось в ОЭЗ, ещё восемь компаний купили участки под будущие проекты у частных собственников и 15 — в индустриальных парках.
Более 100 млрд в развитие транспорта
На развитие общественного транспорта и обновление подвижного состава с 2022 года власти Петербурга направили более 100 млрд рублей. Это, пожалуй, крупнейший объём вложений за последние 30 лет. Привлечь средства город смог с помощью федерального центра, используя разные инструменты поддержки, включая средства Фонда национального благосостояния, бюджетные и инфраструктурные кредиты на 15 лет под небольшой процент.
Всего за последние годы в Северной столице появилось около 4 тыс. единиц новой техники — трамваев, автобусов, троллейбусов, а также вагонов метро.
По словам Кирилла Полякова, негосударственные перевозчики полностью обновили свой парк в 2022 году при переходе на новую модель транспортного обслуживания пассажиров. На маршруты вышли более 2800 комфортабельных и экологичных лазурных автобусов. Динамично обновляется парк "Пассажиравтотранса": 1,1 тыс. автобусов закуплено, и половина уже работает на линии. В преддверии летнего сезона власти Петербурга закупят ещё одну партию транспорта.
Обновляется и парк "Горэлектротранса" — троллейбусы и трамваи. "Все уже увидели новый подвижной состав, и, что важно, большая его часть производится на предприятиях Петербурга. Это значит, что создаются новые высокотехнологичные рабочие места, есть позитивный эффект и для казны города", — подчеркнул Кирилл Поляков.
В городе заложили будущий парк электробусов на Ржевке стоимостью 11,5 млрд рублей. "Мы посмотрели московскую модель, где у электробусов есть краткая дневная зарядка, и решили, что для Петербурга более эффективна длительная ночная зарядка. Тариф на электроэнергию существенно ниже, а кроме того, мы таким образом выравниваем и энергобаланс, чтобы не перегружать наше сетевое хозяйство", — отметил вице–губернатор. На данный момент в городе работает 13 электробусов. Ожидается, что в 2024 году их количество вырастет на 100 машин, первые 26 поставят летом.
Обновляется и подвижной состав метрополитена. В последний раз власти города закупали новые поезда к чемпионату мира по футболу 2018 года. Тогда "Трансмашхолдинг" поставил 164 вагона на Невско–Василеостровскую линию, на которой находится "Газпром–Арена".
Добавим, что власти города также некоторое время назад создали государственную организацию "Метрострой Северной столицы", в которую перевели 3 тыс. специалистов после банкротства основного подрядчика по строительству городской подземки. Нарастили объёмы, заказали новое оборудование, увеличили коллектив ещё на 1 тыс. человек.
Развивается и пригородное пассажирское сообщение по примеру Москвы. Уже запущено тактовое движение электричек по трём маршрутам — в Павловск, Ломоносов и Красное Село. В 2024 году планируется, что этот перечень пополнят Сестрорецк и Зеленогорск. "Мы видим существенный рост пассажиропотока, слышим позитивные отклики жителей. Такой мегаполис, как Петербург, без внеуличного транспорта, конечно, никуда “уехать” не может. Вместе с РЖД продолжим проект по развитию петербургского железнодорожного узла, чтобы сделать перемещение более удобным", — отметил Кирилл Поляков.
Общественный транспорт поехал быстрее
Власти города намерены также продолжить изменение организации дорожного движения. "Разрабатываем комплексную схему, смотрим основные “пробочные” узлы и думаем, как их можно расширить. Возможно, увеличится количество односторонних улиц", — рассказал вице–губернатор.
В Смольном также высоко оценили эффект платной парковки, введённой в Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском районах. "Существенно быстрее поехал общественный транспорт и специальные службы — скорая и пожарная. Их время прибытия к месту чрезвычайной ситуации критически важно, каждая минута — это человеческие жизни", — подчеркнул Кирилл Поляков.
Председатель комитета по транспорту Валентин Енокаев рассказал, что дороги Петербурга второй год подряд являются самыми безопасными в стране по уровню транспортного риска. "Уже в 2022 году мы были безопаснее Москвы, в 2023–м подтвердили этот результат, который достигнут в том числе за счёт введения платной парковки", — заявил Енокаев.
По его словам, синхронная работа по обновлению подвижного состава и развитию транспортной инфраструктуры позволяет качественно эксплуатировать новый подвижной состав, продлить сроки эксплуатации всех видов техники. В свою очередь, создание приоритетных условий движения наземного общественного транспорта повышает эффективность его работы. В 2023 году перевезено более 1,6 млрд человек, что на 100 млн больше, чем годом ранее.
В целом прошлый год был удачным и для торговой отрасли, и для развития малого бизнеса, которые нашли для себя новые форматы, полагают в администрации города. В 2023 году Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт–Петербурга помог компаниям привлечь более 200 млрд рублей банковских займов и ещё около 1,5 млрд выдал самостоятельно.
В городе развиваются новые форматы торговли. Хитом стала Рождественская ярмарка: в 2023 году она прошла в нескольких локациях, а посетили её более 1,2 млн человек. Поддержку и признание получил и летний Фестиваль мороженого.
Доходы бюджета Петербурга в 2022 году достигли 1 трлн рублей, в 2023–м — 1,15 трлн, напомнил вице–губернатор Кирилл Поляков. По его мнению, показатель ниже этой планки уже не упадёт. "Планы оптимистичные, с опорой на основные группы налогоплательщиков. А это промышленность, которая даёт в общей сложности около 40% налоговых поступлений, и торговля (20%)", — подчеркнул он.