E-commerce продолжит бурный рост. Рынок ожидает активное внедрение искусственного интеллекта, рост транзакций через СБП и последствия закона о маркетплейсах.
Начиная с пандемии коронавируса e–commerce в России демонстрировал колоссальный рост. Согласно данным Data Insight, по итогам 2024 году доля e–commerce займёт 19% рынка розничной торговли. Влияние пандемии на рынок ощущается до сих пор. По прогнозам аналитического агентства, в 2024 году объём онлайн–продаж только из–за этого фактора вырастет на 38% и составит 1,6 трлн рублей. Общий объём рынка e–commerce по итогам 2024 года — 7,2 млрд рублей.
Кроме того, онлайн–торговля сейчас главный драйвер всего FMCG (продажа товаров повседневного спроса) в России. Среди респондентов, которые предпочитают совершать покупки как в онлайн–, так и в офлайн–магазинах, 11% выделили интернет–магазины и маркетплейсы в качестве основной платформы для приобретения товаров повседневного спроса. В результате доля онлайн–рынка в FMCG только в первом полугодии 2023 года приблизилась к 8%, что ранее казалось невозможным даже по самым оптимистичным прогнозам.
В целом увеличение онлайн–продаж в электронной коммерции на 20–30% ежегодно стало новым устойчивым трендом. Вместе с этим растёт и конкуренция между маркетплейсами, на которые сейчас приходится 80% всех продаж в интернете. Они вкладывают всё больше бюджета в прирост аудитории, из–за чего увеличивается значимость контент–маркетинга. В 2024 году компании продолжат уделять большое внимание различным стратегиям по привлечению покупателей — скидки, акции, индекс цен. В то же время один продавец будет стараться присутствовать на как можно большем количестве площадок одновременно. Однако это приводит и к другим последствиям: маркетплейсы перенасыщены, покупателям всё сложнее найти что–то уникальное, а продавцам — устанавливать конкурентоспособные цены. Кроме того, 88% продаж на онлайн–площадках всё ещё приходятся на крупных продавцов, а не на малый бизнес. К таким выводам, например, пришли в Tinkoff.
Ещё интересен другой заметный тренд — применение ИИ в онлайн–продажах. Нейросети помогают проанализировать покупательское поведение, прогнозировать спрос, увеличение и падение продаж. Практически каждый маркетплейс к 2024 году в той или иной мере использует ИИ. Например, "Яндекс.Маркет" внедрил свою нейросеть YandexGPT, которая на основе всех отзывов на товар резюмирует для покупателя все главные его характеристики — плюсы и минусы. При этом YandexGPT довольно молодой продукт, запущенный компанией в 2023 году, поэтому стоит ожидать каких–то новых решений для бизнеса и покупателей со стороны игроков онлайн–продаж, например усовершенствования системы рекомендаций, продвижения на сайте, анализа поведения клиентов.
Ещё одна ожидаемая тенденция — активное освоение населением системы быстрых платежей (СБП) и внедрение оплаты через QR–коды как традиционными ретейлерами, так и онлайн–магазинами. Согласно данным Центробанка РФ, количество покупок через СБП за III квартал 2023 года составило 8,28 млрд в штуках и 1,9 трлн рублей в деньгах. СБП для e–commerce прежде всего интересна низкими комиссиями за эквайринг — обычные комиссии за оплату картой в онлайн–магазине могут достигать 2–3% от транзакции.
И наконец, в 2024 году мы также сможем увидеть настоящие последствия принятого в июле прошлого года закона об антимонопольном регулировании маркетплейсов и агрегаторов. Он регулирует деятельность крупных торговых интернет–площадок, таких как Wildberries, OZON, "Яндекс.Маркет", и призван ограничить их доминирование на рынке. Поправка начала действовать с 1 сентября 2024 года и встретила большое сопротивление со стороны маркетплейсов.