Автомобильный пункт пропуска на границе России и Эстонии в Ивангороде 1 февраля закрылся на реконструкцию. "Деловой Петербург" выяснил, что сейчас происходит на КПП и что нужно знать в изменившихся обстоятельствах.
Что известно о закрытии МАПП Ивангород
Официальная информация о предстоящем закрытии самого популярного пункта пропуска на российско-эстонской границе появилась ещё в ноябре прошлого года. У перевозчиков и пассажиров было чуть более двух месяцев, чтобы подготовиться к этому событию, в том числе и морально.
По информации Росгранстроя, основные работы в пункте пропуска планируется закончить в 2026 году. После реконструкции количество полос на МАПП должно вырасти до 16 (4 для грузового транспорта, по 2 на въезд и выезд, и 12 для пассажирского, по 6 полос в каждую сторону). Пропускная способность увеличится на 22% — до 1860 автомобилей в сутки.
Но это будет не раньше чем через два года, а пока желающим, и главное, имеющим возможность пересекать границу на машине, предлагают пользоваться пунктами пропуска "Шумилкино" ("Лухамаа") и "Куничина Гора" ("Койдула") в Псковской области. Они работают ежедневно и круглосуточно, правда, путь от Петербурга до Таллина становится длиннее примерно вдвое, кроме того, российские таможенники попросили учитывать некоторые ограничения на провоз подкарантинной продукции. Не через каждый пункт можно будет провезти кошачий корм, как впрочем, и самого кота.
А пассажирам автобусов теперь приходится проходить границу самостоятельно, преодолевая с багажом чуть более километра пешком. Об этом перевозчики также предупреждали заранее.
Как происходит переход границы в Ивангороде
Перед поездкой пассажиры в соцсетях задаются вопросами, "удобно ли бежать с чемоданом" и "не холодно ли ждать автобуса на ветру". Особенно беспокоятся родители маленьких детей.
"Нужно просто пройти один километр пешком, по дороге — два пункта проверки документов. Очередь и на улице, и в помещении. Может быть пять минут, может 30–40, непредсказуемо и зависит от времени перехода. Окон несколько, опозданий пока нет", — рассказывают в "приграничных" чатах первооткрыватели маршрута "автобус — пешая прогулка — автобус".
Кто-то жалуется на чрезмерную бдительность со стороны эстонских пограничников, кто-то на необходимость идти "в гору" в сторону России.
“
"Общее время в пути составило 6 часов, на обе границы ушло примерно 1 час, в СПб автобус приехал вовремя. Кроме нашего автобуса на границе никого не было. Водитель российского автобуса встретил всех ещё на эстонской стороне, после российского перехода всех собрал и повёл в автобус, который стоял возле "Магнита".
“
"Эстония выпускает очень быстро. Прошла границу за 3 минуты. Далее мост. На Российской стороне длинная очередь с моста. Часа 1,5 стояли снаружи, потом довольно медленно шли на паспортном контроле, хотя работали все окна".
“
"На обеих границах прохождение было минут по 10–15. В Ивангороде от остановки автобуса до русского погранпоста нужно пройти около 400 м. От русского до эстонского погранпоста — примерно столько же по мосту идти. И автобус подъехал минут через 30–40 как мы вышли на Петровскую площадь, там от погранпоста до остановки 30–40 м. Сели и ещё ждали китайца минут 20, которого погранцы долго почему-то держали".
Как перевозчикам помогает "ковидный" опыт
По информации перевозчиков, первые поездки прошли благополучно. На ночных рейсах пассажиры проходят погранконтроль достаточно быстро, так как в это время людей, пересекающих границу, как правило, мало, отметила гендиректор АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group) Наталья Арефьева.
"Посадку и высадку пассажиров в Ивангороде мы осуществляем в 250 метрах — примерно 3 минуты ходьбы — от российского пешеходного пункта пропуска, в Нарве этим местом является автобусная остановка на Петровской площади. В случае плохих дорожных условий в Ивангороде автобус будет ждать пассажиров чуть дальше – рядом с "Ивангородским музеем" (Кингисеппское шоссе, 8) на спуске к МАПП. Когда пассажир проходит все необходимые пограничные процедуры, его уже ждёт автобус, и он может занять свое место", — добавила руководитель компании-перевозчика.
"У нас уже есть опыт, во время пандемии мы именно так и работали: с двух сторон выезжали два автобуса, их встреча происходила как раз перед границей и пассажиры выходили навстречу друг другу. Сейчас мы по факту просто достали наш опыт из "запасников", — говорит директор по маркетингу компании ООО "Амрон" (Ecolines) Андрей Волков.
Прохождение очереди на пешеходных пунктах осуществляется в общем порядке, а при переходе границы в направлении Эстонии — через коридор для пассажиров автобусов. Также на эстонской стороне прохождение границы ускоряется за счёт наличия специальных автоматических биометрических ворот.
Жителям Нарвы, по данным местных СМИ, всё же советуют держать в голове расписание междугородних автобусов, чтобы не попасть в большую очередь вместе с их пассажирами. Впрочем, избежать очередей всё-равно не удаётся, в основном в сторону России.
Альтернативы пешеходному переходу
За последние три года пассажиры научились относиться с пониманием к тому, что происходит. Но сами перевозчики признают, что если человек в возрасте и с багажом, ему может быть достаточно тяжело физически.
"Информация о закрытии появилась заранее и мы об этом знали, поэтому с 1 февраля, (в день закрытия ивангородского КПП — прим. ред.), мы открыли рейс Рига — Санкт-Петербург, чтобы у наших пассажиров была альтернатива пешеходному движению. Это автобус, который идёт с другой стороны, через МАПП Шумилкино (Лухмаа). Там люди, как обычно, выходят на границе с вещами, проходят погранпереход, садятся в тот же автобус и продолжают поездку", — поясняет представитель компании Ecolines.
По оценкам эстонской погранслужбы, на КПП ожидается снижение потока примерно на 20%.
"Хорошо, что эта ситуация произошла в феврале, в том момент, когда по сложившейся десятилетиями практике пассажиропоток на всех направлениях падает до минимального значения. Сейчас это примерно минус 90% от летних показателей. Поэтому в эту ситуацию мы входим без сильного стресса для наших пассажиров", — отмечает Андрей Волков.
По его словам, предварительные выводы перевозчики рассчитывают сделать к 15–20 февраля.
"Надеемся, что на ближайшей неделе мы поймём, как дальше работать. Пока мы полагаем, что часть пассажиров вообще откажется от поездок, часть пересядет на автобусы до Риги. Естественно, если финское направление откроется, мы моментально возобновим движение", — заверил представитель Ecolines.
Кто выиграл от закрытия МАПП в Ивангороде
Тем временем бизнес уже увидел возможности и в новых реалиях. В Ивангороде специально к закрытию МАПП открыли крытый паркинг. Услуга рассчитана на тех, кто на машине с российскими номерами добирается до приграничного города, переходит пешком в Нарву и там садится на автобус до Таллина, чтобы оттуда добраться на пароме до Хельсинки. Предусмотрена даже развозка от паркинга до таможни.
Сориентировались и частные перевозчики. "Одно авто у меня на ЕС номерах будет в Нарве дежурить. Другие на РФ будет стоять в Ивангороде. Трансфер с Спб в Ивангород и обратно. А с Нарвы уже "Мерс" на ЕС номерах и вперёд", — рекламируют свои услуги предприниматели в соцсетях. Те, кто специализируется на доставках грузов, оперативно переориентировались на псковское направление.
На пути от Ивангорода до границы в расчёте на увеличившийся поток пешеходов уже открыли "пончиковую", а также "гендерно-нейтральный туалет", сообщило эстонское издание Delfi со ссылкой на своих читателей.
Путешественники сетуют, что автобусные перевозчики не предлагают пока остановку в порту Таллина.
"Добираться до порта будете самостоятельно. Это не проблема, просто этап в вашем маршруте", — приободряют друг друга участники "приграничных" чатов.
Те, у кого с другой стороны погранперехода живут близкие, говорят: "Лишь бы не закрыли границы! Мост закроют, тогда вплавь будем перебираться на чемоданах".