Завершено банкротство "дочки" ОАО "Метрострой" — ЗАО "Управление–20 Метрострой", также признанного несостоятельным. Кредиторы, включая ФНС, не получили ни копейки.
Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти вынес решение о завершении конкурсного производства ЗАО "Управление–20 Метрострой", длившегося более 4 лет. Его инициатором в 2019 году выступила межрайонная инспекция ФНС № 23 по Петербургу: "Управление–20" задолжало бюджету 62,2 млн рублей. Арбитраж в декабре 2019 года признал эту претензию обоснованной, включил её в реестр требований кредиторов и ввёл на предприятии наблюдение. А в декабре 2020 года "Управление–20" признали несостоятельным и открыли конкурсное производство.
По словам адвоката Василия Давыдова, представлявшего в суде интересы руководства ЗАО, основных причин банкротства две: недостаток финансирования при исполнении госконтрактов на строительство петербургской подземки и выполнение задач, поставленных Смольным перед материнской компанией (в частности, подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 года).
“
"Несмотря на сложности и увеличение стоимости проектов, “Управление–20” профинансировало часть работ за свой счёт, а сложная экономическая ситуация усугубилась проблемами головной компании и главного заказчика управления — ОАО “Метрострой”", — говорит адвокат.
"Управление–20" имело лицензию ФСБ на работы, связанные с гостайной. Среди проектов дочерней структуры "Метростроя" можно вспомнить участие как в строительстве метрополитена (к примеру, пересадочного узла станций "Владимирская" и "Достоевская"), так и в общегражданском строительстве (реконструкция здания управления Федерального казначейства по Петербургу).
Всего в реестр требований кредиторов должника было включено долгов на 141 млн рублей. С публичных торгов продали дебиторскую задолженность, складские остатки и оборудование. Однако, как следует из данных Федресурса, кредиторы не получили ничего. Даже вознаграждение управляющему, составившее 1,13 млн рублей, выплачено частично (900 тыс.).
В ходе процедуры признаков фиктивного или преднамеренного банкротства выявлено не было, указано на Федресурсе. К субсидиарной ответственности (речь о собственниках, бенефициарах и топ–менеджерах) никто не привлекался.
По словам адвоката, руководство "Управления–20" тесно сотрудничало с управляющими и предоставляло всю необходимую информацию.
"Важным аспектом процедуры было отсутствие задолженности предприятия перед сотрудниками по заработной плате, — отмечает Василий Давыдов. — В ходе процедуры были выполнены все необходимые мероприятия, в том числе инвентаризация и продажа на торгах остатков имущества".
ФНС является системным игроком банкротного рынка и обладает массой возможностей, поэтому удивительно, что она потерпела фиаско в этом процессе.
"Процедуры банкротства ОАО “Метрострой” и его дочерних компаний — особенный случай, в котором под давлением публичного интереса рвутся шаблонные модели действий, возникает новая практика, которую в других процессах невозможно представить, — говорит партнёр юридической компании “Маранц, Соловьёв и партнёры” Александр Соловьёв. — Когда публичный интерес взимания налогов конкурирует с социально значимым интересом по строительству метро, случается и накопление налоговой задолженности, которая в дальнейшем не погашается в ходе процедуры. И если в случае “Управления–20” речь идёт о нескольких десятках миллионов, то в случае банкротства другой дочки, ЗАО “СМУ–11 Метрострой”, задолженность превышает 1 млрд рублей".