Петербургский СКА менее чем за месяц до конца регулярного чемпионата принял рискованное решение переехать на новую арену — самый большой ледовый дворец мира, запущенный в конце прошлого года.
В нынешнем сезоне СКА имеет большие шансы на победу в Кубке Гагарина — впервые с 2017 года. Впрочем, на кубковой стадии многое решают мелочи. И тут руководство армейцев явно пошло на риск, решив меньше чем за месяц до конца регулярного чемпионата переехать на "СКА–Арену".
Тревоги, связанные с переездом: от качества льда до плохих примет
В декабре новый комплекс на проспекте Гагарина, построенный на месте советского СКК, принял первое и пока единственное официальное событие — Матч звёзд КХЛ.
Тогда новый стадион многим понравился (хотя мелких недочётов хватало), но вплоть до конца прошлого года с "верхов" армейцев раздавались уверенные голоса, что расставаться с обжитым местом — Ледовым дворцом — неразумно.
Главный тренер Роман Ротенберг (по совместительству ещё и вице–президент клуба) категорично заявлял, что при переезде на новое место команда фактически лишится преимущества домашней площадки.
"В моём понимании — мы играем плей–офф в Ледовом дворце. Потому что здесь всё родное, а чтобы побеждать, нам нужно иметь свою площадку. Значит, надо с начала сезона заезжать, проводить предсезонные сборы и турниры. Здесь, в Ледовом, каждый миллиметр льда — свой. Очень много деталей. Например, у нас в Ледовом дворце есть идеальный лёд, вентиляция, ложи, трибуны…" — говорил Ротенберг в середине декабря. При этом добавляя, что всё будет так, "как решит начальство".
Переезд по ходу сезона, а тем более — перед плей–офф, действительно событие хлопотное и неординарное для профессиональных клубов.
История КХЛ показывает, что клубы практически всегда открывают новые арены в начале сезона. Омский "Авангард", новосибирская "Сибирь" — недавние примеры.
А по ходу… Первый и последний подобный случай датирован сезоном–2018/19. Тогда московские динамовцы оказались в "Петровском парке" сразу после Нового года.
Проведя за 2 месяца 11 встреч на "ВТБ Арене", они выиграли одну серию плей–офф, после чего пропустили дальше будущих чемпионов из ЦСКА.
У того, что хоккеисты и тренеры не любят подобные перемены, есть как рациональные, так и иррациональные объяснения.
Многие спортсмены банально следуют приметам. На стыке стереотипов находятся разговоры про счастливые борта и штанги.
При этом на разных аренах действительно заметно отличается качество льда (а оно всегда волнует главного тренера) и температура воздуха с влажностью, что порой ощущается во время нагрузок. То есть причин для недовольства хватает.
А достаточно ли времени на перестройку игрокам — пока непонятно, как и то, будут ли они отныне постоянно тренироваться в новом дворце.
Как будет организована доставка болельщиков на "СКА–Арену"
Впрочем, в итоге "начальство решилось на переезд", выражаясь словами наставника армейцев.
В первую очередь инициатива исходила от главы "Газпрома" Алексея Миллера. И его логику просчитать просто.
"СКА–Арена" — ультрадорогостоящий проект в нынешних сложных реалиях, который не должен простаивать ни одной лишней недели, не говоря уже о месяцах.
И если бы армейцы не перебрались туда в этом сезоне, то шикарный 20–тысячник стоял бы мёртвым грузом больше полугода. К ответственным людям, причастным к его возведению, наверняка возникли бы вопросы.
Тем более что президенты России и Белоруссии в конце января во время визита в город на Неве посетили новую арену. И Владимиру Путину она понравилась: "Дворец, натуральный дворец! Всё предусмотрено, щедро и шикарно для зрителей, конечно".
Возможно, сыграли свою роль и перемены в руководстве "СКА–Арены".
После Матча звёзд у стадиона сменился генеральный директор — место олимпийского чемпиона по современному пятиборью Дмитрия Сватковского (занимавшегося стройкой с ноября 2021 года) занял бывший руководитель московского АО "Бим Эксперт" Антон Купченко. И, не исключено, пошёл на определённые финансовые уступки для арендатора.
Впрочем, сложностей всё равно хватает. Главная — "СКА–Арену" изначально делали без учёта потребностей хоккеистов с Невы. И петербургскому клубу потребуется время, чтобы обустроить дворец "под себя". И явно речь идёт не о нескольких днях.
В Ледовом этот процесс, например, занял много лет, пусть армейцы в итоге и научились зарабатывать.
Ещё в 2019 году с каждой домашней игры клуб, по информации "ДП", получал около $100 тыс. прибыли.
Ну а если переходить от общего к частному, то первым делом СКА требовалось решить логистическую проблему.
На Матче звёзд практически не функционировали парковки, автовладельцы бросали свои машины где придётся.
Да, около Ледового мест для владельцев личного транспорта тоже нет, но там и идти от метро до арены всего пару минут.
Теперь на помощь болельщикам, не желающим пешком совершать долгий променад по парку, придут шаттлы. Автобусы будут отходить от станции метро каждые 2–3 минуты. Надо полагать, что, когда станция "Парк Победы" встанет на ремонт, развозка будет осуществляться от "Фрунзенской", "Электросилы" или "Московской". Но кто её будет оплачивать — ещё не решено.
Подорожают ли билеты на матчи СКА
Понятно, что переезд на новую арену всегда может негативно сказаться на посещаемости — ведь всю работу с болельщиками приходится начинать практически с нуля.
А армейцам есть что терять — в прошлом году они заняли 5–е место по средней аудитории домашних матчей в Европе — на трибунах Ледового в среднем собирались 12 049 человек.
Впрочем, первые прикидки показывают, что аудиторию на новом стадионе по силам не только сохранить, но и расширить.
Все билеты на первый матч красно–синих на "СКА–Арене" в ближайшее воскресенье — против аутсайдера "Сочи" — фактически уже проданы. Попасть на игру будет ещё можно, когда начнутся продажи в бизнес–клуб и ресторан (одно место — от 6900 рублей).
11 февраля точно будет установлен рекорд КХЛ по посещаемости на закрытых стадионах. И на 99% есть шанс перекрыть мировое достижение, которое принадлежит сейчас клубу НХЛ "Монреаль Канадиенс" — 21 302 человека.
Неплохо раскупаются билеты и на остальные домашние матчи февраля. На встречу с нижегородским "Торпедо" осталось всего около тысячи билетов, с "Салаватом Юлаевым" — свободен на данный момент только верхний ярус и единичные места внизу.
Безусловно, пока присутствует эффект новизны и многие жители города (и гости Петербурга) действительно жаждут попасть на "СКА–Арену": не столько ради хоккея, сколько из желания увидеть своими глазами "очередное чудо света". Но чего ждать, когда всё примелькается, — пока трудно прогнозировать.
Стоимость билетов пока тоже не отпугивает болельщиков. Она близка к той, что была и в Ледовом. 390 и 410 — соответственно, минимальная, 2390 и 2400 — самые дорогие билеты. Правда, вопрос корреспондента "ДП", изменились ли условия аренды на новом стадионе по сравнению с Ледовым и возможен ли для армейцев в обозримом будущем переход из статуса "главный арендатор" в более привлекательный, в СКА пока отказались комментировать. Поэтому об экономической составляющей переезда говорить пока рано. Да и, наверное, учитывая широкие возможности главного спонсора, получение прибыли сейчас — не самое главное.
Намного важнее для СКА спортивные итоги сезона. Пока хоккеисты явно отстают от земляков–футболистов по "Газпрому", которые штампуют золотые медали в РПЛ уже 5 лет подряд.
Есть и серьёзный вызов. Въехать в новый ледовый дворец и через 2 месяца выиграть главный трофей — такого в КХЛ ещё никому не удавалось. Возможно, стоит рискнуть...