Более 200 млрд рублей в 2023 году были возвращены клиентам крупных российских банков в виде кешбэка. По данным "Ведомостей", полученные от Сбербанка, ВТБ, Тинькофф банка и Совкомбанка выплаты по программам лояльности увеличились за год на 50 млрд рублей. Рост связан с активным расширением партнёрских связей и увеличением количества владельцев дебетовых карт.
По словам экспертов, банки на программах кешбэка только выигрывают: цифровые накопления позволяют задержать средства клиентов в безналичном виде, лучше понять структуру расходов и доходов для более точной адресации дополнительных предложений. Учитывая, что потребительские расходы в России не демонстрируют жёсткого спада, рост выплат кешбэка будет продолжаться.
Процент от трат, который возвращается баллами / милями / бонусами, нравится клиентам чуть меньше денежного выражения, однако предпочтителен для банков: с помощью балловой системы лучше развиваются партнёрские программы, от которых банки получают доход в виде комиссии. К примеру, клиенты Сбербанка списали на покупки почти 140 млрд бонусов по программе "СберСпасибо" — в 2,3 раза больше, чем в 2022 году. В ВТБ, который перевёл в мультибонусах 22,8 млрд своим клиентам, считают, что рост начислений и списаний бонусов обусловлен общим увеличением трат на фоне роста рынка, а также большим количеством краткосрочных акций.
Что касается категорий товаров и услуг, которые россияне оплачивают кешбэком, в 2023 году их рейтинг изменился: в 2022–м в топ входили программы лояльности в сфере строительства и развлечений, теперь же — супермаркеты, кафе и рестораны.
Стоит отметить, что маркетплейсы в таких программах банков не участвуют и, похоже, идут другим путём: всё больше крупных игроков начинают развивать финтех–сервисы для клиентов самостоятельно. Так, "Озон" и "Яндекс" предоставляют клиентам скидки при выпуске цифровой дебетовой карты прямо на платформе маркетплейса, что позволяет снизить затраты на обработку платежей.
Учитывая бурный рост рынка маркетплейсов (в 2023 году его объёмы составили 7,4 трлн рублей), партнёрство с его игроками в программах кешбэка для банковского сектора могло бы обеспечить ещё больший успех, но пока тенденции говорят об обратном. Если только какой–либо из онлайн–ретейлеров не войдёт в список активов того или иного банка в будущем.