Аудитория теряет доверие к анонимным источникам информации в социальных сетях. На этом фоне растёт авторитет профессиональных СМИ.
По данным медиахолдинга Rambler&Co, в 2023 году в качестве источника информации в мессенджерах и социальных сетях аудитория чаще выбирала аккаунты СМИ, а не безымянные каналы. Самыми стабильными площадками при этом были сайты СМИ. Если просмотр ТВ в течение года колебался в пределах 3%, мессенджеров — 4%, а социальных сетей — 6%, то потребление новостей на сайтах СМИ оставалось постоянным, увеличиваясь или уменьшаясь максимум на 1%. По прогнозам исследователей, в 2024 году роль бренда СМИ будет только усиливаться.
PR–директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов считает, что, в отличие от анонимных каналов, у известных СМИ есть преимущество — их бренды "проросли" в сознании аудитории давно и надолго. "Большие традиционные СМИ — это ещё и сильные профессиональные команды, которые получают новости на эксклюзиве, раньше всех, захватывая внимание огромной аудитории. Более того, этот круг вновь и вновь замыкается — чиновники и бизнесмены, звёзды масскульта и спортсмены свои эксклюзивы сначала предлагают большим СМИ, где заведомо есть массовый потребитель этой информации. Такая роскошь малодоступна авторским небольшим каналам", — объясняет Андрей Шаромов.
Он добавляет, что вложения в бренд и долгосрочные инвестиции в репутацию окупают себя и позволяют реросдакциям монетизировать трафик. Например, при закупке рекламы наценка за бренд известного СМИ может достигать 20–80%.
По словам главного редактора портала Sostav Евгении Баленко, основное преимущество СМИ — проверенная и точная информация. Потребности читателя в развлекательных форматах могут меняться, но необходимость получения достоверной информации остаётся всегда.
Чаще всего СМИ не создают абсолютно уникальный контент для соцсетей. Даже если так происходит, эксклюзивные публикации всё равно приводят аудиторию к основной площадке — сайту или телеканалу, добавляет основатель коммуникационного агентства PR Perfect Кристина Петрова.
Руководитель отдела аналитики АО "Крибрум" Эмиль Меликов не согласен с информацией Rambler&Co. Его данные говорят о том, что аудитория скорее склонна доверять псевдоблизким источникам информации, особенно в кризисные периоды.
В компании проанализировали telegram–каналы анонимных ("Топор Live", BRIEF и "Раньше всех. Ну почти") и официальных источников (РИА Новости, RT, "Лента добра" и "Лента дня") и пришли к выводам, что анонимы лидируют как по приросту подписчиков, так и по суммарной аудитории в 2023 году. Например, долевой прирост подписчиков в течение 2023 года стремительнее развивался у анонимного канала BRIEF, аудитория которого выросла на 70%. Среди официальных СМИ прирост аудитории составлял от 14 до 51%.