Одна из задач государства — довести к 2030 году дополнительное образование до 100% охвата школьников, сейчас он составляет порядка 80%. При этом 10% от общего объёма через шесть лет должно приходиться на частные школы (на сегодня это около 4,5% в целом по стране). По Петербургу тенденция более позитивна, город уже приблизился к необходимой планке. О проблемах и возможностях отрасли зашёл разговор на очередном круглом столе "Делового Петербурга".
В 2023 году число вновь открытых учреждений с образовательной лицензией в Петербурге составило 143, включая частные. Эксперты прогнозируют рост рынка в ближайшей перспективе, особенно в новых застраиваемых микрорайонах. Пока 98% в объёме дополнительного образования приходится на государственный сектор.
Под одной крышей
Обеспечить полного перечня программ, необходимых для развития детей, средняя школа не может, поэтому родители обращаются в центры допобразования. В этом сегменте на госсектор приходится 10 тыс. обучающих программ в Петербурге (3 тыс. программ — на частников). Ранее вице-губернатор Ирина Потехина в качестве одной из целей для образования в городе обозначила проекты, которые бы собирали "под одной крышей" все программы, чтобы ребёнок приходил в учебное заведение с утра, а уходил вечером, посетив при это за день как школьные предметы, так и выбранные для него кружки.
Как напомнила председатель Санкт-Петербургского отделения АсНООР, генеральный директор ЧОУ "Санкт-Петербургская гимназия "АЛЬМА-МАТЕР" Татьяна Щур, ещё в советской школе существовал режим полного дня, что было удобно. Сегодня в системе дополнительного образования остаются ниши, в которые могли бы встроиться частные образовательные организации дополнительного образования и бизнес.
Заместитель управляющей частного детского сада Art Hello "Атлас" Анастасия Рогачёва отмечает, что среди клиентов в компании видят интерес к такому формату обучения. "Если раньше мы были представлены на рынке только как частный детский сад, то с прошлого года у нас появились семейные классы, мы набрали первоклассников. Родители выбирают удобство, поэтому голосуют за школу полного дня. Современные родители ведут активный образ жизни, работают и им важно чтобы в школах был комплексный подход к образованию ребёнка, и в перечне услуг организации присутствовали бассейн, медицинская помощь, питание, образование — основное и дополнительное", — констатирует она.
В Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных, например, уже реализован подход полного дня для школьников, обучающихся по основной программе. Помимо программы основного образования, школьники — учащиеся Аничкова лицея занимаются внеурочной деятельностью, предусмотренной ФГОС, и посещают занятия в рамках дополнительного образования. "Обычные" школы тоже включаются в работу в таком формате. Однако, в сравнении с организациями дополнительного образования, спектр предлагаемых ими направлений не так широк, считает заведующий Региональным модельным центром дополнительного образования детей ГБНОУ "СПБ ГДТ Ю" Мария Мавлюдова. "Далеко не все школы могут предоставить тот спектр творческих направлений и программ, который могут обеспечить крупные специализированные учреждения", — говорит Мавлюдова.
Мнимая конкуренция
В центре для детей Art Hello "Лиственный" предпочли пойти по пути сотрудничества со школами узкого профиля. По словам руководителей, это помогает расширить возможности. Например, там приглашают к сотрудничеству школы, специализирующиеся, на робототехнике. Открыть это направление у себя с нуля довольно сложно: нужно дорогое оборудование, а также сильные педагоги. "Родителям важно, чтобы их дети изучали эту дисциплину именно у нас, поскольку для них это территориально удобнее. Поэтому преподаватели из школы робототехники приезжают к нам и оказывают услуги для детей клиентов", — рассказала управляющая центра для детей Art Hello "Лиственный" Наталья Гутаковская.
Одним словом, частное дополнительное образование более гибко. Если средняя школа нацелена на конкретный результат, то здесь главным может быть сам процесс — развитие детей. В этом плане пространство для творчества широко, вопрос лишь в ресурсах конкретного участника рынка.
Например, в ГБУДО "ЦРТ" Калининского района ("Кванториум" Санкт-Петербург) применяют в работе с детьми проектный подход. "Ребята получают задачи (кейсы) от реального ректора экономики, государственных структур или некоммерческих организаций, которые они решают и предлагают свои идеи. Это добавляет им мотивации в получении новых знаний. Ориентир на практику для родителей также важен, ведь они хотят, чтобы их ребёнок в будущем выбрал востребованную профессию и был конкурентоспособен на рынке труда, — подчеркнула и. о. заместитель директора центра Анастасия Пилькевич. — У нас выстроено эффективное взаимодействие с социальными партнёрами реального сектора экономики, научно-исследовательскими и техническими институтами, колледжах и университетах. Мы учим детей не бояться уже сейчас представлять свои проекты, защищать их, получать консультации от экспертов".
Причинили помощь
В 2019–2024 годах Минпросвещения запустило проект, в который входит программа ПФДО — персонифицированного финансирования дополнительного образования. По ней государство зачисляет деньги каждому ребёнку на специальный сертификат, которым родители могут оплатить занятия в кружках. На первый взгляд, эта система кажется вполне рабочей, однако на практике выяснилось, что у инструмента много подводных камней.
По задумке авторов проекта, регионы определяли сумму, которую считали нужным выделить на получение детьми дополнительного образования. "Когда дошло до Петербурга, то один часовой урок в городе оценили в 178 рублей. Сложно даже представить, кого и чему можно научить за эти деньги", — говорит Татьяна Щур. Некоторые участники рынка считают, что государство не заинтересовано в развитии дополнительного частного образования, потому что воспринимает работающие на нём организации, как конкурентов.
Ещё одна сложность с сертификатами заключается в написании программ, соответствующих всем нормативным требованиям, согласовать их часто получается не с первого раза. Чтобы получить сертификацию, программа должна её пройти на портале "навигатор дополнительного образования".
Впрочем, некоторые участники рынка видят в нём маркетинговый инструмент. В 2024 году объём сертификата ПФДО составляет 36 часов, что допускает его использование для оплаты обучения по двум и более программ. То есть, родители могут записать ребёнка, например, на шесть разных программ, на каждой из которых он отзанимается по шесть уроков, а далее семья решит, за какие кружки готова платить полную сумму.
Инвестиции в будущее
Всё большей популярностью в Петербурге пользуется семейное образование. Это новая форма, родитель забирает ребёнка из школы и переводит в частную. Раз в год ребёнок сдаёт тесты для перехода в другой класс в партнёрских или онлайн-школах. Отличие от обычной школы — в отсутствии аккредитации. Для её получения нужны большие площади, оборудованный спортзал и рекреации. Поэтому центры дополнительного образования ведут уроки, как в обычной школе, но официально этот формат считается семейным обучением. "Спрос на семейное обучение растёт, у нас в первых классах 18 мест, но на январь было уже 35 заявок. Поэтому мы проводим тестирование, поскольку уместить всех желающих ресурсы пока не позволяют", — поделилась Генеральный директор центр интеллектуального развития МНЕМО Станислава Стецкая. Кстати, сегодня такое образование могут получить не только дети состоятельных родителей, в МНЕМО, например, есть возможность оплаты маткапиталом, что позволяет набирать ребят из семей со средним доходом.
"У нас семейный класс включает в себя школу полного дня, питание, бассейн, основную и дополнительную учебные программы, а также посещение соляной комнаты", — уточнила Анастасия Рогачёва.
На выдумку хитры
Генеральный директор ООО "Дворец Новой Культуры" — ДК Кирова Арина Ленская поделилась, что в ДК Кирова поставили себе цель стать городским инновационным центром, где соберутся вместе кластеры образования, технологий и творчества. Исторически так сложилось, что ДК был, прежде всего, креативным пространством, но новое время ставит свои задачи. Сейчас больший уклон идет в сторону инженерных направлений в образовании и ранней профориентации школьников. "На три наших проекта есть запрос от индустриальных партнёров, им интересно вкладывать деньги, чтобы готовить будущее поколение инженеров", — поделилась Арина Ленская.
Предложение на рынке частных образовательных центров растёт, ориентироваться в нём потребителю становится всё сложнее, а для бизнеса это означает высокую конкуренцию. Представители школ называют самым эффективным инструментом маркетинга сарафанное радио. И здесь первым приоритетом остаётся качество предлагаемого продукта. Одновременно с этим многие петербургские родители оказываются мало осведомлены о возможностях частного образования для детей. "По данным нашего опроса, 16% респондентов просто не знают о том, какие есть программы в образовательных центрах, или узнают поздно, когда записать ребёнка уже не получается из-за отсутствия свободных мест", — отметила Мария Мавлюдова. В этом плане большое преимущество получают госучреждения с именем, а также те, кто дольше присутствует на рынке и успел рассказать о себе широкому кругу потенциальных клиентов.
Предложение на рынке частных образовательных центров растёт, ориентироваться в нём потребителю становится всё сложнее, а для бизнеса это означает высокую конкуренцию.
Однако никто не отменял событийный маркетинг. "Мы каждый год проводим десяток крупных фестивалей творческой и технической направленности, где свои проекты и разработки представляют учащиеся. Благодаря таким мероприятиям ребята находят единомышленников, кто-то будущих работодателей или инвесторов. Также мы сейчас запускаем новые направления: центр молодёжного предпринимательства и центр соучаствующего проектирования, чтобы предоставить больше возможностей для самореализации. В последнее время хорошо прослеживается, что государственные и частные структуры дополняют программы дополнительного образования с учётом времени, технологического прогресса и приоритетов научно-технологического развития, направленных на потребности отраслей экономики и общества", — рассуждает Анастасия Пилькевич.
Интересен и онлайн формат, который стал востребованным в пандемию. По мнению экспертов, в будущем именно он может стать наиболее доступным как в финансовом плане, так и в отношении дороги. Офлйновое частное образование же станет элитным.