Петербург является национальным транспортным хабом для туристов со всей страны. Если в 2019 году город на Неве посетили 5,5 млн человек, то в 2023-м их количество выросло до 8,8 млн — то есть прибавилось более трёх млн российских туристов.
Итоги минувшего сезона игроки рынка оценивают как впечатляющие. В 2024 году туристов Петербурга и Ленобласти ждут новые маршруты и события: фестиваль робототехники, чемпионат по петанку, открытие Монетного двора, конгрессы и выставки, глэпминги и гольф. Подробнее читайте в материале "Делового Петербурга".
Туризм как драйвер экономики
"Много лет работая в сфере туризма и государственных структурах, я мечтал, чтобы появился отдельный национальный проект в сфере туризма, индустрии гостеприимства. И не думал, что это настолько быстро произойдёт. Туризм от путешествий граждан до превращения в одну из важнейших индустрий экономики нашей страны прошёл огромный путь", — рассказал "ДП" председатель городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев.
Напомним, в 2021 году в России стартовал нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства", который подтвердил, что это полноценная и важная отрасль экономики. По итогу предварительного мониторинга Петербургу есть чем поделиться с другими городами, в том числе опытом работы в новых условиях с дружественными странами. "Обсуждаем сейчас с Минэкономразвития стратегию продвижения России за рубежом, в том числе в части развития международного делового туризма", — отметил Корнеев.
В последние несколько лет город на Неве столкнулся со структурными изменениями в сфере туризма. Ведь раньше именно иностранные гости "давали" до 60% оборота в сфере индустрии гостеприимства. Теперь растущий поток — внутренний, а также из стран СНГ, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. По словам Сергея Корнеева, раньше эти рынки недооценивали и операторы, и гостиницы, но опыт показал: в город приезжают жители из обеспеченных мегаполисов, которые выбирают разнообразные программы и зачастую высококлассное размещение.
Сегодня инвесторы города реализуют 6 гостиничных проектов с господдержкой (компенсацией процентной ставки по кредитам). А вместе с корпорацией "Туризм.РФ" в Петербурге проектируют один из крупнейших проектов общей программы "Пять морей и озеро Байкал" — федеральный яхт-курорт в Горской.
Новые направления: чем заняться в Петербурге
Город заинтересован в диверсификации туристских предложений, сказал глава комтуризма Сергей Корнеев. Это и классический культурно-познавательный туризм, и город великих музеев, а также промышленный туризм, медицинский, оздоровительный, научный, образовательный, ну и конечно деловой. "Живой, динамичный город — это тоже туристское предложение: новые районы и новые маршруты — Кронштадт, Остров фортов, больше 200 новых общественных пространств", — уточнил он.
В рамках нацпроекта в Петербурге появились два новых туристских маршрута, хотя, казалось бы, придумать что-то новое сложно. Первый называется "Петербург — Пётр от первого камня до небоскрёба". Он связан с 350-летием Петра и с 320-летием города. Второй маршрут — "Петербург, новая туристская география": в него включены новые локации и места притяжения.
Напомним, в 2023 году туристы вложили в экономику города более 480 млрд рублей. "И к нам возвращается сейчас 48% туристов, планируют приехать ещё раз. Такого показателя раньше не было, и нужно, чтобы всё время было интересно, чтобы всё время было что-то новое", — отметил Сергей Корнеев.
Деловые люди: зачем бизнесмены приезжают в Петербург
Около 70-80% деловых туристов приезжают в город на конгрессы и выставки, уточнил президент Российского союза выставок и ярмарок, генеральный директор "ЭкспоФорум-Интернэшнл" Сергей Воронков. "Есть возможность получить туриста, который пребывает вдвое дольше, чем обычный, приносит вчетверо больше денег, приезжает в "низкий" сезон, при этом очень культурен и склонен к повторным поездкам. Это абсолютно реально, потому что мы говорим о деловом туризме, который развивается наиболее быстрыми темпами и имеет прирост 24% в 2022 и 2023 гг", — подчеркнул он.
По оценкам Воронкова, ни один вид туризма в Петербурге не рос такими темпами. "Это ещё и самый маржинальный вид туризма, потому что при доле 17% в общем турпотоке, они формируют 40% всей выручки. Они приезжают в низкий сезон, потому что деловая активность не совпадает с нашим высоким сезоном, то есть загружают равномерно индустрию гостеприимства. Не говоря уже о том, что это люди, которые продвигают территорию, развивают компетенцию всех отраслей экономики, потому что это бизнесмены, учёные, специалисты и политики", — подчеркнул он.
По мнению Воронкова, деловые туристы из Китая, Ближнего Востока, Латинской Америки и Индии в перспективе могут составить до 60 млн человек. В Россию при этом они могут приезжать не в активный сезон, который длится четыре месяца. "Мы помним историю, когда в город приезжало 800 тыс. китайских туристов в год: в музеи не попасть, основные гостиницы были переполнены и так далее. Но у нас остаётся еще 8 месяцев низкого сезона: это значит, что мы трафик делового туризма можем увеличить как минимум втрое", — прогнозирует Воронков.
По статистике игроков рынка, в 2022-2023 гг четверть корпоративных бронирований происходило с задействованием выходных дней, а в летний период — 82%. Это означает, что первая категория корпоративных туристов использует отдых во время деловых командировок, которые длятся, как правило, 3–4 дня. А вторая категория продлевает командировку за счёт дней отпуска, в том числе с семьёй и друзьями. Эти цифры впечатляют, и они будут набирать обороты.
"Чтобы этих клиентов удержать, нужно увеличить количество проводимых мероприятий в городе втрое. Лучше некрупных, потому что они становятся колоссальной нагрузкой, и принять их может только одна площадка в городе. А вот небольшие мероприятия инфраструктура готова принять. Таких игроков рынка у нас больше: 235 площадок и конференц-залов и 130 конгресс-отелей. В мире только мировых ротируемых конгрессов проводится в год 14 тысяч, из них в России — всего 600. Объединив усилия с правительством и усилив меры господдержки, которые есть сейчас, — в частности по субсидированию, выдаче грантов на проведение мероприятий, налоговым преференциям, подготовке кадров, — эта задача вполне решаема", — отметил Сергей Воронков.
Другие игроки рынка наблюдают и рост активности со стороны промышленников: выросло число выставок и деловых мероприятий как по количеству посетителей, так и по числу участников. Интерес к промышленному туризму — возможности увидеть город глазами инженера — также растёт. "Сегодня заводы города "открываются" всё больше, много и новых, молодёжных, которые интересно посещать. Есть сегмент, когда приезжают, хотят посмотреть предприятие: им интересно, как изготавливают то, что они потребляют, покупают. Есть, когда приезжают туристы и уже на месте "включаются". Плюс большое количество абитуриентов, которые приезжают посмотреть вузы на дне открытых дверей, и в программу включены посещения предприятий, на которых они впоследствии смогут работать. А ещё есть наши школьники", — перечисляет директор Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад Ирина Семёнова. По её оценке, у промышленного туризма в Петербурге активное и большое будущее, потому что количество туроператоров, которые начинают интегрировать свои продукты в эту отрасль, так же, как и количество предприятий, которым это становится интересным, растёт.
Впрочем, посетить некоторые из заводов города в текущих условиях проблематично из-за долгого согласования, указала руководитель проекта "Экскурсионные туры" (ГК "Слетать.ру") Ксения Андрианкова. "Довольно сложно попасть в объекты по понятным причинам, они закрыты. Для того, чтобы подтвердить туриста, нужно ждать 2–3 недели с передачей паспортных данных. Понимаю, есть сложности, но тем не менее не все готовы ждать", — пояснила она.
В целом в 2023 году аэропорт Пулково обслужил 20,4 млн пассажиров, при этом более 17 млн — на внутренних рейсах. Это свидетельствует об устойчивом спросе на маршруты внутри страны, поделилась директор по маркетинговым коммуникациям и PR "Воздушные Ворота Северной Столицы" Александра Саблина. В компании видят потенциал для развития международных направлений в сотрудничестве со странами Персидского залива. Для этого важно развитие бренда Петербурга как точки притяжения со множеством разнообразных туристских сценариев, отметила она.
Новые проекты для туристов в Петербурге
Петербургский ДК Кирова выбрал для себя концептуальное направление развития: образовательный технопарк, и один из векторов — образовательный туризм. "В прошлом году мы провели 150 всевозможных форматов мероприятий. Соответственно, мы и в дальнейшем заинтересованы в привлечении молодёжи и семейной аудитории для них, в том числе, конечно, и туристов из России. Мы стараемся погрузить гостей в сферу инновационных проектов, креативных индустрий и познавательного туризма. В декабре 2023 года мы представили ДК Кирова на стенде Санкт-Петербурга на форуме Россия и увидели огромный интерес к нашим проектам, теперь будем ждать гостей из разных уголков России", — рассказала генеральный директор "Дворца Новой Культуры" — ДК Кирова Арина Ленская.
Например, традиционно проводится и вызывает большой интерес фестиваль робототехники "Робофест", участие в котором приняли многие школьники, в том числе из Президентского физико-математического лицея № 239. "В этом году фестиваль расширяет границы: кроме ребят из Петербурга ожидаются участники, например, из Северо-Западного региона. И другие интересные проекты мы сами привлекаем, приглашаем, чтобы дети и родители приезжали и принимали участие", — отметила Ленская.
Музей истории денег АО "Гознак", расположенный в Петропавловской крепости, — это не просто корпоративный музей. Именно здесь представлена самая крупная в мире экспозиция по истории денежного обращения в России. "Нашему музею уже почти восемь лет, и всё это время число посетителей растёт. К нам приходят семьями, приходят школьными классами. Сегодня в составе нашего музея также работают два мастер-класса — по ручному отливу бумаги и по чеканке", — поделился начальник отдела выставочно-экскурсионной деятельности выставочного комплекса АО "Гознак" Андрей Богданов. Этим летом Гознак откроет еще одну площадку — музейно-производственный комплекс "Монетный двор". Этот новый туристический объект будет расположен непосредственно в здании Санкт-Петербургского монетного двора (кстати, СПМД в 2024 году отмечает свое 300-летие), и все желающие смогут увидеть, как выглядит современное монетное производство.
Туристы составляют примерно 20% от общего числа гостей культурного квартала "Брусницын, рассказала директор по маркетингу Татьяна Максютенко. "В Брусницыне можно увидеть другой Петербург, не классический дворцовый парадный город, а Петербург, с другой стороны. Часть аудитории даже предпочитает приехать к нам, минуя исторический центр. И это в основном молодежь, которая стремится получить яркие эмоции, яркие впечатления, новый опыт", — отметила она.
Так, в "Брусницыне" проводят спортивные турниры (например, чемпионат России по петанку), выставки современного искусства, музыкальные и образовательные фестивали, интерактивные мультимедийные шоу. "Всё это очень нравится и молодежи, и взрослым гостям тоже. По сути Брусницын предлагает различные сценарии нового, эмоционально яркого досуга", — отметила Максютенко.
У нас есть аудиоэкскурсия для самостоятельных туристов. Есть мысли и об экскурсиях на китайском языке. "Очень хочется следовать за такими гигантами музейной деятельности, как Эрмитаж", — отметила она.
Событийный туризм набирает обороты, подтвердила директор по маркетингу пространства "Севкабель Порт" Валентина Антюшина, уточнив, что здесь проходит более 750 мероприятий в год. "Это интересный аттрактор как для молодежи, так и для людей 30-35 плюс. Мы знаем, что большинство туристов, которые приезжают на площадку, — это москвичи", — отметила она. Площадка запускает много проектов в коллаборации, а также делает собственный продакшн. "Также одним из ключевых направлений развития площадки мы видим гастрономический туризм, мы замечаем, что Барная линия пользуется популярностью как среди жителей, так и среди гостей города", — сказала Антюшина.
Широкий спектр мероприятий, проводимых в Севкабель Порту позволяет охватывать самые разные аудитории посетителей: образовательные мероприятия, выставки, ярмарка современного искусства, вечеринки.
Ещё одно популярное современное направление — это гольф-туризм. До пандемии им интересовались в основном иностранцы, но теперь им заинтересовались и россияне. "Этот вид досуга очень здорово сочетается с культурным туризмом, потому что все дворцово-парковые ансамбли расположены недалеко от нас: Ораниенбаум, Петергоф, Стрельна, Кронштадт. Мы также проводим конференции, тимбилдинги. Соответственно, это не просто посиделки в конференц-зале, это можно сочетать со спортивной программой в окружении невероятно красивых зелёных полей", — поделилась генеральный директор Strawberry Fields Golf Resort Эвелина Трофимова. По её словам, компания развивает и событийный туризм: турниры, а также музыкальные фестивали.
Куда едут автотуристы в Ленобласти
Когда говорят, что Петербург формирует туристские потоки, в Ленинградскую область, это действительно так. Почти у каждого пятого петербуржца есть дача в Ленобласти, куда он выезжает на выходные.
Петербург — это большой "донор" туристов для Ленинградской области, но есть ещё и небольшой "капкан": город затягивает тех, кто мог бы посетить соседний регион, но не доезжает до него, поделилась Ольга Голубева, зампредседателя комитета по культуре и туризму региона — начальник департамента по туризму.
По официальным данным, Ленобласть занимает третье место в России по транзиту людей и товаров: они проезжают по дорогам региона, но не успевают в нём остановиться. Хотя, после второго-третьего визита в Петербург турист "насыщается" и задумывается о том, что ещё можно посетить. В 2015 году Ленобласть посещали 1,8 млн туристов в год, 2023-й регион завершил с показателем 6,6 млн: это колоссальный скачок.
По словам Голубевой, сегодня новые проекты в области ориентированы на петербуржцев и москвичей, а отели в основном представляют собой локацию на природе. В свою очередь, автотуристы в основном приезжают с радиуса в 1,5–2 тыс. км.
"В этом году мы будем продолжать работу прошлого года по развитию инфраструктуры. По самым приблизительным подсчётам, у нас не хватает приблизительно 2,5 тыс номеров: то есть спрос выше предложения. Поэтому мы активно работаем с предпринимателями, с инвесторами, которые готовы вкладываться в развитие инфраструктуры: от небольших кемпингов и глэмпингов до больших гостиниц", — рассказала Ольга Голубева.
В регионе планируют также развивать инфраструктуру. С ней есть сложности: например, количество туристов в Выборге втрое превышает численность его населения. В том числе по этой причине инвесторы осваивают новые локации: Приозерск, Шлиссельбург, Лодейнопольский и Подпорожский районы.